Последовательности педагогических действий при обучении физике

Страница 1

Современное состояние высшего и среднего образования предъявляет новые требования к уровню общеобразовательной методологической подготовки будущих преподавателей, в том числе и преподавателей физики: акцент все более смещается в сторону формирования способа мышления и научного мировоззрения.

Ответить на вызовы времени, можно, используя понятийно-категориальный аппарат эволюционной концепции физической картины мира, характеризующийся таким уровнем обобщения и систематизации физического знания, при котором наиболее полно представляется взаимосвязь физики и философии. Постоянное обращение к мировоззренческим вопросам при построении физической картины мира составляет основу методологии, как системы общих принципов познания и регуляторов практической деятельности, фундаментализации обучения физике.

Необходимость методологического и мировоззренческого представления студентам физических понятий обусловлена тем, что они являют собой форму отражения действительности в сознании человека, обобщенный результат, итог развития познания, являющегося, таким образом, главой движущей силой развития физических знаний.

Однако физические знания являются лишь частью мировой культуры, без учета влияния которой проблематично, а может быть и невозможно, понять ход эволюционного процесса развития физической картины мира. Без учета влияния мировой культуры на эволюцию физических знаний проблематично говорить и о развитии развитой и творчески активной личности.

О необходимости рассмотрения физических знаний с обязательным учетом ценностей человеческого бытия с целью более глубокого личностно – заинтересованного их осмысления в разное время высказывались многие из ученых и педагогов, начиная с Б. Паскаля и заканчивая И. Пригожиным. В адаптации научного знания для педагогического процесса, когда становится очевидной культурная ценность науки и научного образования, ученые видели залог успеха в воспитании гармонично развитой личности, способной и готовой к творческой деятельности.

В настоящее время ценностные смыслы науки исследованы вполне достаточно, чтобы быть учтенными и реализованными в физическом образовании. Ясно, что научные знания объективны и эстетически привлекательны, применённые на практике они существенно меняют лицо человеческой цивилизации и всегда требуют от ученых и практиков строгого соблюдения нравственных норм мышления и поведения. Стало быть, и учебный предмет физики, вводящий учащегося в мир научного знания и мышления, изначально обладает определенным гуманитарным потенциалом приобщения учащихся к ценностям культуры.

По мнению Л.В. Тарасова в гуманитарный потенциал физики входит: во-первых, нравственное начал, которое связывается с понятием фактов; во-вторых, мировоззренческое кредо, имеющее место человека в нем; в-третьих, эстетическое начало, влияющее на понимание красоты мира через его единство и гармонию; в-четвертых, гражданская позиция, связанная с воспитанием чувства личной сопричастности ко всему происходящему в мире и личной ответственности за будущее мира; в-пятых, понимание того, что мир развивается по объективным законам.

Философия науки и культурология показывают, что толкование событий в развитии без учета истории культуры приводит к обеднённой, прямолинейной и потому не вполне объективной картине человеческих усилий в исследовании природы. Вне показа взаимодействия науки с всеобщей историей, философией и религией, существенно влиявшими на процесс включения интереса к физическим знаниям, что снижает творческую активность учащихся при обучении.

С учетом всего вышесказанного методологически - мировоззренческие принципы формирования физических понятий, рассматриваемых в контексте мировой культуры, диктуют определенную последовательность и наполненность педагогических действий:

1. Общая характеристика в произведениях искусства общекультурного потенциала времени и возможного места первоначальной заинтересованной встречи с исследуемым явлением. Краткие сведения о жизни и деятельности ученого (ученых). Первоначальное знакомство (с историческим контекстом) с явлением посредством его наблюдения и опытного изучения, в процессе чего выясняются причинно-следственные связи, их свойства и особенности проявления этих свойств;

2.Возможное ассоциативное моделирование процесса совместного исследования с целью выработки формулировки понятия физического явления, в который должна быть отражена его логико-математическая конструкция, т.е. физический смысл;

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Выбор объекта ТКД
Шкатулка. Предмет, который с одной стороны не является предметом первой необходимости, а с другой, настолько плотно вписывается в интерьер и быт нашего дома, что уже перестаешь понимать – а где, как не в шкатулке, можно хранить свои драгоц ...

Построение и организация урока
Рассматривая структуру урока, следует говорить не об отдельных, обособленных его частях, а лишь о структурных элементов, группируемых по характеру деятельности мастера и учащихся. Этими элементами являются: организационный момент, вводная, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru