Важной частью учебного процесса в вузе являются семинарские занятия. Семинар представляет собой особую форму организации учебного процесса, которая служит для дальнейшего уяснения и углубления сведений, полученных на лекциях. В данном виде учебной деятельности студент должен приобрести умения получать новые знания, их систематизировать, оперировать базовыми понятиями и теоретическими конструкциями учебной дисциплины.
Семинарские занятия бывают различными по содержанию, по построению и по организации работы на них. Обычно на семинарах рассматриваются заранее поставленные вопросы. Следует заблаговременно познакомиться с планом семинарского занятия и литературой, рекомендованной для изучения данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к нему. Иногда семинары проводятся в форме обсуждения небольших докладов или рефератов, подготовленных студентами. Как в первом, так и во втором случаях требуется тщательная подготовка к семинарскому занятию.
Начиная подготовку к семинару, необходимо ознакомится с тематикой семинарских занятий и вопросами, выносимыми на обсуждение, прочитать соответствующие страницы в конспекте лекций, разделы учебной и научной литературы, чтобы получить общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует поработать с дополнительной литературой, подготовить конспект ответа на вопросы. Подготовка конспектов позволит систематизировать информацию, содержащуюся в учебной и научной литературе, а также будет способствовать превращению чтения в активный процесс, активизируя, наряду со зрительной, и моторную память. У человека, систематически ведущего записи (конспекты), создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний.
При подготовке конспекта выделяют следующие этапы работы:
изучение конспекта лекции, учебника, рекомендованной литературы;
знакомство с хрестоматией (сборником документов), отбор материала, содержащего сведения, относящиеся к раскрываемому вопросу;
изучение карты либо атласа, если этого требует рассматриваемый вопрос;
составление плана раскрытия вопроса (например, можно включить такие пункты плана как 1) время события, 2) историография вопроса, 3) теория вопроса, 4) причины события, 5) содержание события, 6) значение события);
составление конспекта доклада.
План ответа не должен представлять собой необработанную компиляцию учебной литературы. Лучше, если он будет составлен в виде кратких, легко запоминающихся тезисов, которыми можно пользоваться при ответе. Для того чтобы ответ был четким, аргументированным, необходимо внимательно изучить текст рекомендованного документа и отметить в плане-конспекте номера статей и страниц хрестоматии (сборника документов), где эти статьи содержатся.
Конспект готовится либо в тетради, либо на отдельных листах.
При оформлении учебного конспекта доклада в тетради необходимо оставлять поля для последующей работы над конспектом доклада, дополнительных записей, замечаний.
Положительные стороны оформления конспекта в тетради:
легче оформить;
занимает меньше места;
удобен в использовании.
Недостатки: в таком конспекте доклада мало места для пополнения его новыми сведениями, материалами, выводами, обобщениями.
Положительные стороны оформления конспекта доклада на отдельных листах:
из него удобно извлечь отдельную, понадобившуюся запись;
его можно быстро пополнить листками с новыми сведениями и материалами, выводами и обобщениями;
при подготовке выступлений легко подобрать листики из различных конспектов, свести их вместе.
Недостатки:
не очень удобен при хранении (для хранения нужны папки, которые можно перепутать, либо рассыпать);
возникает необходимость наличия кроме номера страницы, еще какой-либо индекс или название папки, к которой относится лист конспекта.
Новое о педагогике:
Становление проблемы формирования представлений о человеке
детей 5-6 лет
Формирование представлений о человеке в настоящее время требует обращения к вопросу о том, что же понимается под представлением. Представление - 1 - воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий. 2 - знание, понимание чего-нибудь. ...
Формирование у младших школьников навыков правильного произношения,
постановки ударения и интонации
Правильное произношение – необходимое условие успешного овладения языком. С первого года обучения следует развить у учащихся слухо-произносительные навыки, которые лежат в основе формирования всех видов речевой деятельности. Поэтому для 2 ...