Педагогический контроль - это система научно-обоснованной проверки результатов образования и воспитания учащихся.
Являясь важной частью процесса обучения, контроль сам по себе не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; он всего лишь помогает выявить достижения и недостатки. В более узком значении, контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, умений и навыков; он представляет взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность преподавателя и обучаемого.
Предмет педагогического контроля - это оценка результатов организованного педагогического процесса, то есть это процесс измерения уровня знаний учащихся. Этот процесс основан на принципах метрологии, что позволяет выделить в нем следующие этапы:
построение модели объекта измерения (состояния знаний обучаемого);
разработка методики измерения;
создание средств измерения (тестов, контрольных заданий);
построение измерительной шкалы и выбор плана контроля знаний.
В зависимости от времени обучения педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный.
Текущий контроль мотивирует обучение в результате осуществления дифференцированного подхода к успевающим и неуспевающим учащимся. Используются устный опрос, письменные контрольные работы, диктанты и т.д.
Цель тематического контроля — оценка результатов изучения определенного раздела или темы программы. Осуществление этапного контроля, устные опросы и зачеты по разделам программы, степень готовности самостоятельных проектов (рефератов) — задача рубежного контроля, в котором выявляются учебные достижения каждого ученика перед тем, как преподаватель переходит к изучению следующей части учебного материала. В текущем, тематическом и рубежном контроле целесообразно как можно шире использовать стандартные тестовые программы и технические средства, позволяющие каждому ученику самому выявить имеющиеся у него пробелы в знаниях и принять меры по их устранению.
Итоговый контроль осуществляется преподавателем после прохождения всего учебного курса. Данные итогового контроля позволяют оценить работу и педагогов, и учащихся. Здесь подводится итог изучения учебной дисциплины, выявляются индивидуальные достижения, способности отдельных учеников углубленно изучать данный предмет.
Заключительный контроль проводится обычно в составе комиссии, которая призвана коллегиально принять окончательное решение о результатах подготовки. Это относится к экзаменам при переводе учащихся из класса в класс, к выпускным экзаменам.
Выделяют четыре основные функции педагогического контроля: диагностическую, обучающую, организующую, воспитывающую.
Диагностическая функция вытекает из самой сущности контроля, нацеленного на выявление интересующего явления, его оценки и принятие по итогам контроля управленческого решения. Педагогическая диагностика – это важнейшая часть научной системы педагогического контроля, которая непосредственно связана с процессом выявления уровня знаний, умений, навыков, воспитанности.
Обучающая функция заключается в синтезировании ранее усвоенного материала и приобретенных умений, повторений и закреплении усвоенного. Тем самым индивидуализируется темп обучения: более способные двигаются быстрее, менее способные вынуждены прилагать дополнительные усилия для преодоления возникающих затруднений.
Организующая функция педагогического контроля проявляется в его влиянии на организацию всего учебно-воспитательного процесса. В зависимости от результатов контроля принимается решение о необходимости проведения дополнительных занятий, об оказании помощи неуспевающим учащимся, о поощрении хорошо потрудившихся учеников и педагогов. Центральным организующим моментом педагогического процесса является активизация, под которой понимается целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование такого содержания, форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности учащихся в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике.
Новое о педагогике:
Педагогическая характеристика ученика с задержкой психического развития
Они не всегда узнают и зачастую смешивают сходные по начертанию буквы, цифры, слова, а похожие предметы воспринимаются ими как одинаковые. Это затрудняет освоение геометрического материала, работу на уроках изобразительного искусства, ручн ...
Предметная обученность
Предметная обученность является фундаментом качества образования, именно на ее основе создается здание предметных и надпредеметных компетенций. Высокий уровень предметной обученности позволяет ученику успешно овладевать деятельностью, а уч ...