У детей с ЗПР отмечается своеобразие как устной, так и письменной речи, трудности путей ее формирования, что подтверждают и литературные данные (Е.В.Мальцева)
Перечислим принципы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими задержку психического развития:
максимальная коммуникативная направленность всех логопедических занятий через оптимальное сочетание речи логопеда и учащихся;
активизация мыслительной и речевой деятельности;
одновременная работа над всеми компонентами речи;
использование на логопедическом занятии всех видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
выбор оптимальных методов обучения;
четкие инструкции, конкретные целевые установки, постепенное их нарастание и усложнение;
учет индивидуальных особенностей и темпов психической деятельности;
формирование контроля как средства развития внимания;
преодоление недостатков развития психических функций;
использование игровых и занимательных приемов работы;
мотив - не просто побудитель деятельности, но и регулятор ее интенсивности (Ш.А. Амонашвили);
стимулирование познавательных способностей ребенка, направленных на овладение знаниями, на их добывание и распознавание;
взаимное доверие и уважение, оптимизм, творчество, созидательная самостоятельность, культивируемые учителем в процессе совместной деятельности с учеником;
сотрудничество, сотворчество, сопереживание учителя ученику в его успехах или неудачах, готовность прийти на помощь, предоставление ребенку права свободного выбора, порождающие веру в его познавательные возможности.
Исходя из характера речевых недостатков и психофизических особенностей детей с ЗПР, были предусмотрены специальные подготовительные занятия, основной целью которых было восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок в развитии речи на сенсорном уровне и подготовка к самоконтролю.
Коррекционные задачи подготовительных занятий:
развитие и совершенствование слухового, зрительного и кинестетического восприятия;
развитие и совершенствование артикуляционной и тонкой ручной моторики;
формирование и совершенствование наблюдательности к языковым средствам;
обогащение и активизация словаря;
Коррекционная работа в этот период ведется по следующим направлениям:
Совершенствование моторного развития учащихся (артикуляционной и тонкой ручной моторики).
Развитие и совершенствование фонематических процессов (фонематического слуха и представлений о звуковой структуре слова)
Коррекция произносительной стороны речи (уточнение артикуляции сохранных и постановка дефектных звуков).
Внимание младшего школьника неустойчивое, он легко отвлекается. Необходимо прилагать значительные усилия и изобретательность для поддержания внимания на необходимом уровне. Этому способствуют:
установка, т.е. сознательная готовность воспринимать предметы и явления определенным образом;
относительная сила раздражителя, динамические особенности объектов, т.е. выразительная речь педагога с умелым понижением и повышением голоса;
Новое о педагогике:
Сравнительный анализ результатов исследования состояния словоизменения имён
существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и у детей с
нормальным речевым развитием
Подробный количественный и качественный анализ полученных данных происходил по балльной системе и в процентном соотношении. Результаты, выявленные у дошкольников с ОНР и с нормальным речевым развитием, сравнивались и сопоставлялись между с ...
Работа над рецензией на рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо".
Конспект урока по литературе в 7 классе
Тип урока - урок развития речи. Цели урока обучить написанию рецензии на рассказ; развить умение оперировать необходимыми литературоведческими понятиями; развить умение анализировать художественный текст; развит интерес к литературе через ...