В процессе контроля речевых умений косвенно проверяется и освоение учащимися языкового материала. Так, одним из основных показателей экспрессивной устной речи является построение типовых фраз в соответствии с моделями изучаемого языка, а одним из дополнительных показателей — грамматическая правильность речи.
Поскольку при контроле речевых умений объектом проверки является речевая деятельность, то фиксируется лишь сам факт сформированности или информированности грамматического навыка. Однако необходимость формирования у учащихся автоматизированных навыков владения грамматическим материалом определяет важность его контроля.
Чтобы контроль был целенаправленным, необходимо прежде всего определить, что должно являться объектом контроля в грамматике.
Известно, что процесс овладения грамматическим материалом проходит сложный путь — от первичного предъявления языковой единицы до ее использования в речи. Каждый этап в ходе становления навыка характеризуется определенными качествами, которые, в свою очередь, являются условиями дальнейшего становления навыка. Грамматический навык складывается из системы действий, формируемых последовательно. Наличие подобного механизма становления навыка неизбежно ставит вопрос о том, что подвергать контролю- процесс становления грамматического навыка, его отдельные этапы или. конечный результат. Постановка подобного вопроса продиктована как спецификой грамматического навыка, представляющего собой динамическую систему, так и дидактическими требованиями к контролю. Между тем применительно к грамматике на этот вопрос также не может быть однозначного ответа, поскольку он зависит от многих факторов.
Приято считать, что контролю подвергается все то, что должно быть сформировано в процессе обучения грамматике. Так, если выдвигается задача формирования какого-либо качества грамматического навыка, то возникает и проблема проверки сформированности этого качества. Грамматический навык характеризуется целой номенклатурой качеств. Естественно, что формирование всех присущих грамматическому навыку качеств происходит в ходе его становления. Следовательно, процесс становления грамматического навыка должен стать объектом контроля. Однако остается невыясненным, каждый ли шаг этого процесса должен быть охвачен контролем. Ответ на этот вопрос определяется соответствующим пониманием процесса формирования навыка. Так, процесс овладения грамматическим навыком строится с «учетом необходимости овладения каждой операцией. В какой-то определенный момент та или иная операция выступает в качестве актуально осознаваемого объекта действия». В том же процессе обучения на определенном отрезке времени операция выступает и как актуально осознаваемый объект контроля. Такой контроль выступает как «пошаговый», т.е. контроль за усвоением каждой операции в составе формируемого навыка. Подобный контроль осуществляется на каждом уроке и поэтому должен быть предусмотрен системой упражнений по обучению грамматике. Пошаговый контроль не планируется специально, извне, он задается системой упражнений, реализуемой на уроке. Если в действующей системе упражнений отсутствуют упражнения контролирующего характера, то это свидетельствует о недостатках данной системы.
Выше речь шла о контроле, при котором объектом выступают различные ступени формирования навыка. Но правомерен и такой подход на том уровне, когда объектом контроля избирается уже сформированный навык, когда он легче всего поддается измерению. Таким уровнем, применительно к грамматике, является предречевой, когда грамматический материал прочно усвоен и учащиеся могут им оперировать в рамках предложения или группы предложений. В известном смысле измерение данного объекта — это установление итога в овладении определенным грамматическим явлением, констатация факта усвоенности — неусвоенностн конкретного грамматического явления.
Контроль сформированного грамматического навыка также осуществляется на уроке. Он может осуществляться в рабочем порядке, в естественном педагогическом процессе. Вместе с тем измерение названного навыка может быть связано с целенаправленным, специально организованным контролем извне.
Контроль, заданный извне, проводится главным образом в диагностических целях. Предполагается, что такой контроль не должен вступать в противоречие с содержанием и организацией материала, представленными в учебнике. Его следует организовать в строгом соответствии с системой учебника. Целенаправленный, специально организованный контроль в принципе б какой-то мере может найти отражение в упражнениях учебника. Однако цели, задачи, функции контроля столь разнообразны, что едва ли могут быть полностью учтены составителями учебника. Из сказанного вытекает, что в обучении иностранным языкам должен иметь место контроль как сформированного грамматического навыка, так и процесса его формирования.
Новое о педагогике:
Образовательная область «Технология». Формы и методы обучения
Разделы образовательной области «Технология» сориентирован на воспитание, формирование активной творческой личности, умение планировать свою работу, корректировать и оценивать результаты труда, применять полученные знания, навыки и информа ...
Характеристика психолого-педагогического консилиума
Ведущая функция дошкольных учреждений – функция здоровьесбережения, развития здорового образа жизни, что прямо исходит из ст. ст. 32 и 51 «Закона об образовании». Для дошкольных учреждений наиболее приемлемой, на наш взгляд, формой выявлен ...