В 30-е годы были в основном сформулированы типы внешкольных учреждений: комплексные или много профильные и однопрофильные. Наиболее массовыми из них стали лагеря, летние базы отдыха школьников, отражающие все специфические черты внешкольных объединений.
К середине 40-х годов сложилась государственная сеть внешкольных учреждений. Официально необходимость ее развития определилась следующими причинами:
-школы работали в 2-3 смены, что мешало развитию внеурочной работы в самой школе;
-недостаточный охват детей пионерским движением;
-недостаточное число различных клубов, станций, секций, для проведения полезного досуга с детьми и подростками.
Задачи внешкольных учреждений в эти годы формировались следующим образом:
-борьба за получение детьми знаний, за вовлечение всех детей в школу, ликвидация неграмотность;
-организация досуга детей через проведение массовой культурно-просветительской работы;
-оздоровление ребят и окружающего быта;
-включение детей в социалистическое строительство, участие их мероприятиях партии и советской власти.
Деятельность внешкольных учреждений развивалась по трем основным направлениям:
-учебно-кружковая работа;
-массовая работа;
-методическая работа.
Система внешкольных учреждений обладала финансовыми ресурсами, достаточными для постепенного, но непрерывного расширения масштабов этой системы. Эти финансовые ресурсы обеспечивались за счет государственного и местных бюджетов.
В 40-е годы система внешкольной воспитательной работы в основном сформировалась, что дало возможность стимулировать и развивать творческие способности и интересы детей в области искусства, живописи, техники, туризма, физкультуры и спорта, а также определить типы внешкольных учреждений - специализированные комплексные. К концу 1940 года в системе народного образования насчитывалось 1846 учреждений.
В специфических условиях военных лет деятельность внешкольных учреждений была направлена на шефство над госпиталями, сбор лекарственных трав, выполнение заказов военных предприятий, овладение военным делом.
В после военный период формы и методы работы с детьми определялись задачами воспитания и перспектив развития школы. В этот период внешкольная работа становится предметом внимания органов народного образования всех уровней.
В 50-е годы происходит дальнейшая политизация работы внешкольных учреждений. Система внешкольных учреждений рассматривалась как важный идеологический инструмент укрепления социалистического строя. Детские внешкольные учреждения наряду с другими социальными инструментами были призваны способствовать воспитанию гражданина социалистического общества, активного строителя коммунизма с присущими ему идейными установками, маралью и интересами, культурой труда и поведения. Идеологическая деятельность детских внешкольных учреждений представляла собой относительно самостоятельный »модуль» в системе внешкольной работы. Добровольный характер деятельности детских объединений обуславливал неизбежность ориентации на интересы и потребности детей. Для детей внешкольные учреждения были не идеологическими центрами, а центрами творческой деятельности, неформального общения. Выполняя государственный заказ, детские внешкольные учреждения удовлетворяли запросы и потребности детей. Являясь учреждениями педагогическими, они не могли не ориентироваться на достижения индивидуально-личностных результатов. Таким образом, социально-педагогические функции внешкольного учреждения можно рассматривать как виды ожидаемых результатов его деятельности, соответствующих социальному заказу, потребностям детей, педагогическим возможностям самого учреждения. Можно выделить четыре основные педагогические функции, которые реализовывались в рассматриваемый период.
Новое о педагогике:
Основные направления словарной работы в начальной школе
Методика развития речи на лексическом уровне предусматривает четыре основные направления: 1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запас ...
Проблема обоснования и
обобщения знаний на основе использования историзма
Для того чтобы ученик усвоил новые знания, необходимо, чтобы он, прежде всего, проверил в их истинность, а для этого учитель должен обосновать новые сведения, убедить школьников в факте существования того или иного явления. В справедливост ...