1.Профессиональное и гражданское самоопределение детей. Внешкольные учреждения создавали условия для выявления талантов, развития творческих способностей детей, определения их планов профессионального образования. Гражданское самоопределение, жизненная позиция воспитанников внешкольных учреждений вырабатывалась в многообразных практических делах: организация трудовых объединений, участие в природоохраняемых мероприятиях, проведение праздников и концертов для населения, участия в исследовательской работе и т.д.
2.Вторая функция связана с функцией профессионального самоопределения, но не тождественна ей. Во внешкольных учреждениях школьники получали образование, которое не могла им дать школа (не могла дать вообще или на желаемом уровне): эстетическое, техническое, спортивное, научное.
3.Третья функция - коммуникативная, создание условий для развития коммуникативных контактов на межличностном, межшкольном, межрегиональном и международном уровнях. Творческие объединения детей становились своеобразными клубами. Дружеские связи, возникшие в рамках этих клубов, нередко сохранялись долгие годы. Такие контакты обогащали опыт социального поведения школьников, ибо в школе и во внешкольном учреждении они играли разные социальные роли, был различным характер их взаимоотношений со сверстниками и педагогами.
4.Четвертая функция, которая появилась в процессе деятельности внешкольных учреждений - формирование духовного образа жизни. Участие в детских объединениях оказывало влияние на структуру свободного времени школьников, ибо всегда было связано и с самостоятельными занятиями дома, и с изменением содержания таких занятий( иной подход к выбору телепередач, книг и т.д.). Внешкольная деятельность детей влияет на круг их общения, на содержание личностно значимых проблем – иначе говоря, на всю систему духовных ценностей.
Оценивая данное направление работы внешкольных учреждений, следует иметь в виду, что полноценное развитие личности невозможно в рамках какого-то одного вида деятельности (например учебной), а предполагает сочетание разных ее видов, состав которых обязательно должна входить и досуговая деятельность.
В середине 80-ых годов во внешкольных учреждениях системы просвещения работали 135 тысяч педагогов, многие из которых сочетали эту работу с основной работой в ВУЗах, НИИ, на производстве, учреждениях культуры. Эти специалисты , работая с детьми , реализовывали свой личный потенциал, свои педагогические способности. Внешкольные учреждения обеспечивали их методическую подготовку к педагогической работе. Реализация методической функции внешкольных учреждений выражалась и в их педагогических инновациях. Нередко в практике работы внешкольных учреждений появлялись такие формы и методы педагогической деятельности, которые можно было использовать и в массовой школьной практике. К ним относятся различные виды дискуссий, интеллектуальных игр и другие интерактивные методы.
В 1984 году был принят пакет правительственных постановлений определивших основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. В этот пакет вошли постановления, раскрывающие основные направления реформы и определяющие пути развития отдельных подсистем образования ( дошкольных учреждений, средней школы, профессиональной школы).Специального постановления по вопросам работы внешкольных учреждений принято не было.
Таблица №1.
Этапы |
Характеристика целей и задач |
Годы |
Особенности развития учреждений |
1-й этап. Синкретизм. |
Дореволюционная эпоха. Отсутствие доминанты в социализации |
До 1917г. |
Разработка теоретических основ в создание первых экспериментальных детских внешкольных учреждений |
2-й этап. Становление |
Эпоха диктатуры пролетариата. Доминанта социализации-обучение, т к оснавная цель-ликвидация неграмотности. Задача-освоение образовательного минимума большинством населения |
С 1917 г. До нач. 30-х годов 20 в. |
Формирование государственной системы внешкольных учреждений, которые играли второстепенную роль. Поэтому имели возможность для относительно свободного и самостоятельного развития |
3-й этап. Зрелость. |
Тоталитарное государство. Доминанта-воспитание. Цель-формирование личности (активный строитель коммунизма, например). Задача-воспитание необходимых качеств заданного типа личности |
С нач. 30-х до середины 80-х годов |
Идеологизация системы внешкольных учреждений, которые были призваны помогать школе в решении задач воспитания Теряется самостоятельность учреждений |
4-й этап. Трансформация. |
Создание демократического государства. Доминанта-развитие. Цель-развитие возможностей личности. Задача- свободное движение личности по индивидуальной траектории развития к некой «индивидуальной планке» |
С середины 80-х годов |
Демократизация системы образования. Переход от внешкольных учреждений к учреждениям дополнительного образования детей. УДОД становятся одной из равноправных составляющих в системе непрерывного образования1 |
Новое о педагогике:
Психолго-педагогические основы развития речи младших школьников
Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении. «Внешняя речь,— как средство писал Л. С. Выготский,— есть процесс превращения мысли в слова, ее материализация» . Следовательно, психологической основой речи служит мысль и ...
Актуальные проблемы развития человечества
В настоящее время, как считает Н. Н. Моисеев, человечество стоит на пороге третьей перестройки своего эволюционного процесса. Действительно, проблема вымирания человечества вновь стала актуальной. Катастрофическое состояние экологии плане ...