Средний дошкольный возраст характеризуется активностью в деятельности. Дети уже имеют целый ряд навыков и умений, которые позволяют им участвовать в развлечениях в роли исполнителей, поэтому они, больше действуют сами, могут предложить отдельное выступление для какого-либо концерта, повторить с помощью воспитателя несложный спектакль кукольного или настольного театра.
Активность детей в старшем возрасте наблюдается, прежде всего, в большей самостоятельности - повышается ответственность за собственное выступление и выступления своих сверстников. Старшие ребята хорошо знают, как надо сыграть ту или иную роль в инсценировке, спеть, прочитать стихотворение, они могут поправить товарища, оценить и выбрать лучшего исполнителя. Проявляя выдумку и инициативу, они вместе с воспитателем участвуют в организации развлечений, в изготовлении необходимых атрибутов.
В практике детских садов формы и виды развлечений многочисленны: театры - кукольный, настольный, теневой, концерты на разные темы, вечера песен и танцев, игр и забав, драматизация сказок, музыкальные спектакли. Характеризуя развлечения с точки зрения детской самостоятельности и проявления индивидуальности, их можно разделить на три типа:
1) зрелищные развлечения, концерты, спектакли, организованные и выполняемые взрослыми;
2) развлечения концертного типа и спектакли, организованные взрослыми, при участии детей в составлении и исполнении программы;
3) развлечения по инициативе детей, подготовленные и проходящие при их активном участии, но с помощью взрослых.
Интерес и эмоциональную приподнятость сохраняют малыши при восприятии доступного развлечения, учитывающего их возрастные особенности. Содержание должно быть небольшим по объему, например, показ и обыгрывание новой игрушки, инсценировка короткого стихотворения с диалогом кукол, маленькие сценки с участием одного-двух персонажей кукольного театра. В таких развлечениях используются более сложные произведения, чем те, которые дети могут исполнить сами.
Средним и старшим группам дошкольников чаще устраивают такие развлечения, в которых они могут продемонстрировать умения и навыки самостоятельно. Для этой цели выбирают знакомый, наиболее легкий репертуар. В зависимости от тематики воспитатель дает дополнительный материал, соответствующий программе для данного возраста.
Большую радость доставляет ребятам выступление вместе с взрослыми.
Педагог привлекает детей к подготовке несложного оформления, поделке атрибутов, необходимых для танца или спектакля.
Наиболее сложным в педагогической работе является вовлечение детей в организацию собственного досуга, воспитание инициативности и умения осуществлять задуманное.
Таким образом, виды развлечений в детском саду носят разный характер: они могут быть пассивными - знакомство с произведением искусства в исполнении взрослых и активными - с использованием различных форм детской самодеятельности, развивающей выдумку, самостоятельность. Хорошо организованные, содержательные развлечения, в ходе которых ребенок приобретает специальные навыки, оказывают продолжительное воздействие на общее развитие, способствуют наиболее успешному участию в этой деятельности.
В первой младше группе внимание детей очень неустойчивое, малыши часто отвлекаются, поэтому выдвигается задача - приучить их слушать песни, музыку в грамзаписи, выступления до конца.
Новое о педагогике:
Методика ознакомления детей с произведениями искусства
Через произведения искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни: они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т.е. учатся эстетически осваивать жизнь. Прежде всего, педагог воспитывает у дет ...
Задачи работы по развитию речи в 1-ой группе
раннего возраста
Одним из существенных разделов педагогики раннего детства является методика развития речи детей первых лет жизни, разработкой которой занимались такие педагоги и методисты, как Е.И. Тихеева, Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, М.Ф. Ладыгина, Е. ...