Неотъемлемой частью повседневной жизни детей дошкольного возраста, независимо от того, что посещают они детский сад или нет, являются развлечения.
Развлечение - одна из форм организации детей, которая преследует несколько целей: доставить детям удовольствие, обогатить музыкальными впечатлениями, пробудить творческую активность. В практике дошкольных учреждений встречаются разнообразные по тематике и форме развлечения, всегда организуемые взрослыми (музыкальный руководитель, воспитатели, родители и др.). Роли в них распределяются по-разному: и в одних случаях исполнителями бывают только взрослые, в других - дети дошкольного возраста одной или нескольких возрастных групп. Возможно и совместное участие взрослых и детей. В домашних условиях провести развлечение с ребенком, не имея специальных педагогических навыков, не каждому родителю удастся, следовательно, детям, которые, не посещают детский сад необходимы занятия - развлечения, с помощью которых ребята учатся, не замечая этого, и узнают много нового.
Особенно ценными для музыкального развития являются развлечения, которые закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, полученные на занятиях, духовно обогащают детей, развивают основы музыкальной культуры. Это, прежде всего, беседы-концерты по слушанию классической музыки, как детской, так и не предназначенной специально для детей. Так, если на занятиях дошкольники слушают отдельные пьесы из "Детского альбома" П.И. Чайковского, то беседа-концерт "Детский альбом П.И. Чайковского" поможет закрепить впечатления и познакомить с новыми пьесами.
Требования организации развлечений:
разнообразие содержания для накапливания дошкольниками музыкального опыта, обогащения музыкальными впечатлениями;
художественные достоинства материала и качество его исполнения, как взрослыми, так и детьми;
занимательность содержания, новизна его элементов;
доступность музыкального и литературного репертуара и разнообразные формы его проведения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их развития;
направленность на развитие активности, воображения и инициативы детей;
соблюдение определенной продолжительности развлечения в зависимости от возраста детей, его вида (от 10-15 и до 30-40 минут).
К развлечениям нужно предварительно готовиться. Вначале выбрать тему, затем наполнить ее соответствующим содержанием и расположить материал в определенной последовательности с точным указанием всех участников. Следует продумать и оформление развлечения: декорации, костюмы, атрибуты, музыкальное сопровождение, которые особенно важны в театрализованных спектаклях и представлениях.
Зрелищные развлечения, например постановка сказок, музыкальных спектаклей, требуют длительного времени на их подготовку. Педагог должен создать спокойную творческую обстановку, без гонки, без муштры, не приспосабливая выступление "к дате". В программу концертов, исполнителями которых являются дети, следует включать их любимые и хорошо разученные номера, тогда каждый ребенок испытает радость от участия в развлечении.
Чтобы не перегружать детей, нужно чередовать развлечения, требующие и не требующие подготовки, а также включать несложные спортивные развлечения и аттракционы, которые доставляют ребятам радость и развивают их физические качества (ловкость, быстроту, выносливость), а также находчивость, смелость, волевые качества.
Для накопления музыкальных впечатлений можно использовать в развлечениях радио - и телепередачи, близкие и понятные детям, познавательные и увлекательные для них. Ребенок внимательно и с интересом слушает сказку по радио, но без зрительного подкрепления порой трудно вникнуть в ее содержание, глубоко прочувствовать ее образы; поэтому взрослый, педагог должны создать определенный настрой.
Необходимо учитывать и то обстоятельство, что дошкольники не могут критически оценить эти передачи, точно так же как и театрализованные спектакли, представления; поэтому ответственность за эстетическое, нравственное воспитание детей ложится на взрослых, которые должны помочь им правильно понять увиденное и услышанное, позаботиться о формировании эстетического вкуса.
Итак, развлечения - особая форма организации воспитательного воздействия на дошкольника. Они обогащают детей положительными эмоциями, расширяют представления об окружающем мире, приобщают к прекрасному средствами музыки, художественного слова, танца и изобразительного искусства. Развлечения дают возможность проявиться самостоятельной художественной деятельности ребенка, формируют его творческую активность.
Новое о педагогике:
Работа над правильностью и беглостью чтения
Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и бег ...
Стадии работы при аудировании текста, их подготовка и организация
Аудирование как процесс смыслового восприятия характеризуется тремя уровнями: повелительным, формирующим и реализующим. Содержанием повелительного уровня выступает возникновение обстоятельственной и пусковой аферентации на основе контекстн ...