В.П. Жидких определил правомерность применения профессионально-прикладной физической подготовки инженера – механика в два этапа. На первом этапе (1- 2 курс) студенты обязаны улучшать ПВК и комплектовать навыки, обязательные для освоения рабочей инженерной специальности. На втором этапе (3-4 курс) продолжается целенаправленная подготовка к специальности инженера – механика.
С.Н. Зуев разработал методику обеспечения профессиональной психофизиологической готовности, базирующейся на системе отбора и динамических показателей обследованного контингента. Методики и проблемы выбора по данным психо-физиологических систем он объединил в программно – аппаратный комплекс, который является базой для введения паспорта профессиональной психо-физиологической готовности, основной базой данных для рационального и эффективного управления рабочим процессом. Он же исследовал, обосновал и нормировал профессионально нужные качества таможенных работников, что делает объективным подбор, набор и расстановку таможенных работников и специалистов.
Цель исследования: - совершенствование методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов машиностроительных профессий (на примере студентов- двигателистов).
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1.Выявить профессионально важные психо-физиологические качества, составляющие параметры модели специалиста – инженера – механика.
2. Определить средства физического воспитания и коррекции профессионально важных качеств студентов машиностроительных специальностей (на примере студентов дизелистов).
3. Разработать программу с профессиональной направленностью по предмету «Физическая культура» для студентов машиностроительных специальностей.
Методы исследования и их характеристика
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
Метод теоретического рассмотрения проблемы исследования:
а) теоретический анализ и синтез рассматриваемых вопросов;
б) анализ и обобщение научно-методической литературы и документальных материалов.
Педагогические методы исследования:
а) педагогические наблюдения;
б) педагогические тестирования;
в) педагогический эксперимент.
Социологические методы.
Оценка уровня функциональной подготовленности;
Психо-физиологические методы исследования.
Методы математической статистики.
Метод теоретического рассмотрения проблемы исследования
Метод теоретического анализа и синтеза позволяет провести всеобъемлющий, глубокий анализ изучаемого явления и провести мыслительные операции по объединению в законченное единство все многообразие рассмотренных явлений и процессов в общее умозаключение.
Организация и проведение нашего исследования потребовали изучения литературы по проблемам методологии научного исследования. В ходе теоретического анализа изучалась методологическая, социально-психологическая, специальная и общепедагогическая литература.
Обобщение данных научно-методической литературы позволило определить понятийно-терминологический аппарат исследования, конкретизировать задачи настоящей работы, выбрать наиболее адекватные методы исследования и интерпретировать полученный материал.
Данный метод исследования был применен с целью изучения состояния исследуемого вопроса. Для этого применялся анализ литературных источников, который был направлен на обобщение передового опыта научных изысканий по проблемам профессионально-прикладной физической подготовки. Рассматривались следующие вопросы: ППФП в системе непрерывного профессионального образования; особенности профессиональной деятельности инженеров-механиков и модельные характеристики специалистов данного профиля; определение профессионально важных физических качеств (ПВК) и психофизиологических свойств личности. Кроме этого, для выявления ключевых профессионально-прикладных качеств изучались должностные инструкции специалистов.
В своей работе мы использовали методику выявления ПВК, основанную на изучении документов, в которых излагаются требования к специалистам и опрос экспертов. В качестве документов были использованы квалификационные характеристики инженеров машиностроительных специальностей, справочники и инструкции по технологии производственных процессов в машиностроении и в сборке тепловозов и дизельных двигателей. Был проведен анкетный опрос и интервьюирование специалистов П.О. Коломенский завод со стажем работы по специальности не менее 10 лет (19 чел).
Так же мы изучили и обобщили 10 профессиограмм инженерных специальностей. Эти профессиограммы давали общее представление о профессии инженера-механика. Однако они не учитывали специфики всех направлений деятельности специалиста в конкретной области, его дальнейшей специализации и профилизации, были большими по объему, содержали сведения, не имеющие прямого отношения к подготовке специалиста с помощью средств и методов физической культуры.
Новое о педагогике:
Технология как учебный предмет
Важность привития молодёжи технологической культуры в настоящее время признаётся во всём мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (международный проект по научной и технологической грамотности для всех). В связи с этим в базисный учебный ...
Управление инновационным развитием образования
Основным принципом управления инновационным развитием образования Новосибирской области является управление по результатам, т.е. управление, направленное на достижение измеряемых результатов, соотносимых с показателями направлений социальн ...