Проблема и задачи исследования детей с задержкой психического развития

Страница 1

Изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) позволило установить этиологию и клинические варианты данной формы отклонения в развитии (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер и др.)

Т.А. Власовой и М.С. Певзнер было обращено внимание на роль эмоционального развития в формировании личности ребенка с ЗПР, и значение нейродинамических расстройств (соматогенная астения и церебральная астения) Соответственно были выделены две группы ЗПР:

1. ЗПР, возникающая на основе психического и психофизического

инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности.

2. ЗПР, возникающая на ранних этапах жизни ребенка в результате различных патогенных факторов, приводящих к астеническим и церебро-астеническим состоянием организма.

Различие патогенетических механизмов обуславливало и различие прогноза ЗПР в виде неосложненного психического инфантилизма расценивалось как более благоприятная, большей частью не требующая специальных методов обучения. При выраженной нейродинамике, особенно стойкой цереброастенической симптоматике, ЗПР оказывалось более стойкой и нуждающейся не только в психолого-педагогической коррекции, но и в лечебных мероприятиях.

В результате дальнейшей научно-исследовательской работы К.С. Лебединской была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР

• конституционального происхождения;

• соматогенного происхождения;

• психогенного происхождения;

• церебро- органического происхождения.

Каждый из этих типов ЗПР может быть осложнен рядом болезненных признаков - соматических, энцефалопатических, неврологических и имеют свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.

Психолого-педагогические исследования выявили характерные, наиболее общие, особенности для детей с ЗПР высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционально- волевой сферы, специфические трудности в усвоении учебных предметов, что позволило разработать основные принципы и содержание обучения, воспитания и коррекции недостатков психического развития. (В.И. Лубовский, Т.В. Егорова, Т.Н. Капустина, Н.А. Никашина,Р.Д. Тригер, Н.А. Цьшина, С.Г. Шевченко и др.)

Восприятие у детей с ЗПР неполноценно и не поставляет достаточной информации (В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, Е.Д. Ханская). Формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений. И поскольку каких-либо нарушений на уровне органов чувств у детей с ЗПР нет, ощущения эти достаточно правильные. Но восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений: формирование целостного образа - результат сложного взаимодействия ощущений, относящимся к нескольким органам чувств, а также уже имеющимся в коре головного мозга следов прошлых восприятии. Это взаимодействие и нарушено. Недостатком восприятия является замедление процесса переработки поступающей из органов чувств информации, особенно в условиях зашумления, снижения освещенности, необходимости выделения объекта из фона. Недостатки пространственного восприятия, которое формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания, затрудняют обучение чтению и письму.

Неполноценность пространственной ориентировки и конструктивной деятельности наблюдалось у большинства неуспевающих школьников с ЗПР.

Большинство исследователей указывает на недоразвитие тонкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации.

Важным компонентом в структуре ЗПР являются действующие недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания - произвольного и непроизвольного, кратковременного и долговременного. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и словесного материала. Недостаточная продуктивность непроизвольной памяти объясняется пониженной познавательной активностью, а также активностью ребенка при воспроизведении. Свойственные им особенности - импульсивность, расторможенность, повышенная двигательная активность или вялость, медлительность, заторможенность - обычно сохраняются 7 и при воспроизведении заученного материала. Отсутствие умения использовать логические приемы запоминания связано с недостаточным уровнем сформированности соответствующих мыслительных операций.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Анализ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось на базе МДОУ №43 «Снежинка», в старшей группе. Основной целью I этапа эксперимента является: определение уровня связной речи детей старшей возрастной группы. Для проведения констатирующего эксперимента использовали ...

Лингафон и управление процессом обучения аудированию
Первые лингафонные устройства появились более 40 лет назад, и их распространение было обусловлено ростом популярности аудиовизуальных приёмов обучения. Хотя эти устройства и назывались лингафонными, большинство из них уже в то время включа ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru