Для изучения объема внимания используется методика "запомни и расставь точки" Для этого используется стимульный материал (). Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые складываются в стопку таким образом, чтобы сверху оказался квадрат с двумя точками, а самый нижний - с девятью точками.
Инструкция перед началом эксперимента:
" Я буду показывать тебе карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках, в тех местах, где ты видел их на карточках."
Демонстрация каждой карточки 1 -2 секунды, время выполнения задания по каждой карточке 15 секунд.
Оценка результатов производится по максимальному числу безошибочно воспроизведенных точек любой карточки.
2.2 Оценка объема внимания
Таблица №1
Количество точек |
Количество баллов |
Уровень развития |
1 |
2 |
3 |
6 и более |
10 |
высокий |
4 – 5 |
8 – 9 |
средний |
2 - 3 |
4 – 7 |
низкий |
не более 2 |
0 - 3 |
очень низкий |
В качестве основного методического, стимульного материала для оценки устойчивости, распределения и переключения внимания используются кольца Ландольта.
Для изучения устойчивости внимания используется бланк с кольцами Ландольта, в котором в процессе длительной зрительной напряженной работы (5 мин) испытуемый по сигналу отмечает ее объем, проделанный за каждую минуту. Показатель устойчивости внимания - динамика эффективности деятельности на протяжении всего времени исследования. Основной критерий - производительность (количество строк и знаков). Дополнительный показатель -качество работы (количество допущенных ошибок).
Для изучения переключения внимания в бланке с кольцами Ландольта в течение первой минуты зачеркиваются кольца с разрывом сверху, а в течение следующей минуты - кольца с разрывом снизу и так далее по очереди в течении 5 минут.
Для изучения распределения внимания предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец: вертикальной чертой -с разрывом сверху, а горизонтальной - с разрывом снизу.
Продуктивность (S) изучаемого свойства внимания определяется по формуле:
0,5 N – 2,8 n
S = --------------------
60
где N - количество колец, просмотренных ребенком за минуту;
n - количество ошибок за это же время.
2.3 Оценка свойств внимания
Таблица №2
Показатель |
Баллы |
Уровень развития |
1 |
2 |
3 |
больше 1,0 |
10 |
очень высокий |
0,75 – 1,00 |
8-9 |
высокий |
0,5 – 0,75 |
6-7 |
средний |
0,25 – 0,50 |
4-5 |
низкий |
0,00 – 0,25 |
0-3 |
очень низкий |
Новое о педагогике:
Ведущая педагогическая идея
Системное применение различных форм коллективного способа обучения в образовательном процессе на I ступени общего среднего образования позволяет не только воспитывать коллективизм, коммуникабельность и инициативность, но и активно формируе ...
Системе ценностей современного образования
На основе категориального аппарата общей аксиологии складывается тезаурус педагогической аксиологии, суть которой определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Педагогически ...