Многие ученые пытались ответить на трудный вопрос о том, почему дети испытывают огромное удовольствие от своих игр? Почему игры детей изменяются с их возрастом? Остановимся на характеристике, которую дают детской игре советские психологи и педагоги. Они опираются на мысли выдающихся педагогов Н.К. Крупской А.С. Макаренко.
1. Игра - это своеобразная деятельность детей, посредством которой ребенок активно отражает окружающую его жизнь, и прежде всего действия взрослых людей с предметами, их труд, разговоры и отношения между собой.
2. Игра является средством ознакомления детей с окружающей жизнью. Дети наблюдают за взрослыми, а затем переносят увиденное в свои игры, действуют. В игре уточняются и осмысливаются представления ребенка, он более глубоко познает действительность.
3. Игра является средством освоения ребенком ряда практических навыков, средством формирования положительных черт характера. В играх детей ярко проявляются чувства людей, деятельность которых ребенок отражает в своей игре: забота доктора, ласка матери, ответственность машиниста, радость артиста.
4. Игра является творческой деятельностью. Ребенок не пассивно, не бездумно повторяет то, что видит вокруг: он отражает жизнь по-своему, кое-что изменяет, кое-что выдумывает, воображает, кое-что пропускает.
5. Игра как деятельность заметно изменяется, прежде всего, с переходом детей от младших возрастов к старшим и по мере включения их в жизнь коллектива.
Для игр трехлетних детей характерны следующие особенности, которые можно считать возрастными.
Дети младших групп обычно играют порознь, в одиночку. На четвертом году жизни они иногда объединяются по 2-3 человека, но это скорее игра рядом: каждый ребенок играет сам по себе, не заботясь о том, что делает товарищ.
Игры трех-, четырехлетнего ребенка редко длительно сохраняют один сюжет. Он легко меняется. Стоит ребенку увидеть, как другой играет с какой-нибудь игрушкой, или случайно вспомнить какое-нибудь событие - и начатая игра прерывается: ребенок забывает то, во что недавно играл.
Так, обычная коробка-чемодан быстро превращается в кузов от машины, а тот - в телевизор. Игра идет скачками, один сюжет сменяет другой.
Окружающая жизнь отражается в играх у трехлетних детей очень слитно, нерасчлененно. Например, изображая самолет, ребенок сидит на кубиках, держит в руках кольцо и сам урчит. Здесь слиты вместе образ самолета и образ пилота, его действия и звуки, издаваемые мотором. Так и неясно, что же ребенок изобразил в своей игре.
Слитность образов в игре очень характерна для малышей: она выступает и в других видах деятельности, например, при воспроизведении сложных сюжетов в рисовании, в рассказывании, в играх.
Основная черта игровой деятельности детей третьего года жизни - стремление многократно повторять одни и те же действия, например: кормить куклу или катать ее в коляске, строить заборы, домики.
Перечисленные особенности игр малышей говорят об определенном своеобразии психики трехлетнего ребенка. Восприятия и представления ребенка этого возраста очень поверхностны и нерасчлененны. Дети еще не умеют всматриваться в глубь вещей, даже тех, которые им хорошо знакомы. Ребенок выделяет, отображает лишь то, что он хорошо знает, что ему интересно, причем те части и те стороны предмета, которые его привлекают. А привлекательным является либо то, что ярко, красочно, ново, либо то, что движется, или те предметы, с которыми действуют окружающие ребенка люди.
Новое о педагогике:
Методические приемы ознакомления с литературными
произведениями детей 1-ой и 2-ой групп младшего дошкольного возраста
Повторное чтение художественных произведений и их отдельных частей. Небольшое по размеру художественное произведение воспитатель читает на данном занятии несколько раз подряд, в порядке: Выразительно читается текст произведения; Детям дает ...
Воспитание ловкости
Ловкость-это комплекс свойств организма, определяющих возможность быстро и правильно решать двигательные задачи, особенно те, которые возникают неожиданно и требуют немедленного решения. Сюда входит способность к быстрому освоению новых дв ...