Этапы формирования контроля и самоконтроля у детей с ЗПР

Страница 1

Контроль (самоконтроль) - это свернутое, автоматизированное действие, направленное на управление психическими процессами и связанное с выполнением определенных задач (П.Я. Гальперин).

Говоря о формировании контроля у детей, А.А. Люблинская советует вводить разнообразные формы повторения, обращает внимание на значимость контроля на любом уровне сформированности умений, отмечает, что контроль учит детей критичности, воспитывает умение работать, прививает чувство ответственности за выполненное задание.

Д.Б. Эльконин также высказывается за качественно сформированный контроль. Он вводит контроль как обязательный компонент учебной деятельности и понимает это умение как контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий. Д.Б. Эльконин считает, что формирование у учащихся контроля за процессом, за правильностью выполнения операций и их последовательностью - не только средство усвоения основного учебного действия, но и средство формирования внимания.

Анализируя работы психологов, можно сделать вывод, что существует тесная связь между формирование контроля и внимания. Большинство авторов включают в определение самоконтроля такой признак, как сопоставление своего действия (его хода или результата) с эталоном, в одних случаях это результат действия, в других - порядок выполнения основного действия, содержание и последовательность операций. Необходимость формирования самоконтроля признается практически всеми исследователями.

В качестве метода воспитания контроля использован метод поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Успех в формировании действия самоконтроля у детей с ЗПР зависит от следующих педагогических условий:

применение дидактических принципов общей и специальной педагогики: доступности, планомерности, систематичности, последовательности усложнения учебного материала;

использование индивидуального контроля;

разработка и применение методических пособий, учитывающих методы и приемы обучения "аморитму контроля";

последовательность операций, входящих в алгоритм формирования контроля;

привлечение максимального количества анализаторов в начале обучения действию контроля, опираясь на реальные предметы или изображения;

постепенное усложнение действия контроля по мере овладения учащимися данным умением;

использование разнообразного дидактического материала, содержащего интересные задания;

целенаправленное воспитание потребности в осуществлении контроля и самоконтроля;

постепенный переход к свернутому, автоматизированному действию перерастающему в умение, а затем в навык, с учетом на каждом этапе трех уровней овладения действием контроля:

уровень громкой речи с опорой на наглядность;

уровень шепотной речи;

уровень словесно-логический - в плане логической речи;

- изменение применяемого наглядного дидактического материала в следующей последовательности: предмет, рисунок, схема, вербальный символ.

Конечной целью является правильное выполнение задания и его адекватная оценка ребенком.

Учитывая особенности психического развития, внимания, неумение планировать свою деятельность, импульсивность детей с ЗПР, формирование самоконтроля целесообразно осуществлять поэтапно:

I - этап - ориентировка в задании;

II - выполнение задания;

III - оценка полученного результата с точки зрения предъявленного задания.

На этапе ориентировки в задании решаются следующие задачи:

активизация слухового внимания оптимальными средствами: подбором специальных заданий, упрощенных и интересных для детей, заставляющих ребенка вслушиваться в задание взрослого. Основная цель - научить ребенка выделять эти задания вниманием и запоминать их. Используя различные приемы: «Скажи громче, чем я», «Повтори мое задание своему соседу», «Скажем вместе дружно, что нам делать нужно», «Поправь товарища», «Повтори задание по частям», и др.;

выбор алгоритма действия, позволяющего ребенку вдумываться в задание;

планирование его выполнения с ребенком по первоначальному образцу и последовательности действий педагога: «Давайте подумаем, как мы будем делать (рисовать, выкладывать и т.д.) С чего начнем, что дальше делать будем, чем закончим?»;

активизация действий ребенка с помощью параллельного использования методов поощрения и контроля.

Постепенно взрослые помогают ребенку сконструировать действия в определенной последовательности: «Подумай и расскажи, как ты будешь делать?»

Работа по формированию действий контроля на этапе ориентировки в задании продолжается до тех пор, пока они не станут для ребенка привычными; т.е. пока он не научится не только правильно их понимать, спрашивать о непонятном, но и в любое время проверять себя, ориентируясь на алгоритм этого действия: что нужно сделать и в какой последовательности, чтобы задание выполнить правильно. Параллельно ведется работа по формированию умения ставить собственную цель и планировать ее выполнение.

Все эти задачи решаются на 3- х уровнях: в плане громкой речи, в плане шепотной речи и в плане внутренней речи.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Религиозное воспитание в философско-педагогическом творчестве И. Канта
В последние десятилетия в связи с переходом к личностно ориентированной парадигме образования в нашей стране возрос интерес к научным исследованиям в области философии педагогики и, что еще более важно, к философской педагогике. В основе п ...

Характеристика детей группы риска
Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это термин «группа риска». Дети «группы риск ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru