На этапе выполнения задания педагог учит ребенка:
сверять свои действия с правилами выполнения задания или образцом;
оценивать правильность своих действий;
исправлять допущенные ошибки в ходе выполнения задания.
Здесь эффективны приемы, побуждающие ребенка к самоконтролю. Предлагает педагог проверку правильности выполнения действий («Вспомни, какие правила нужно было соблюдать, и проверь, правильно ли ты делаешь?») и помощь в случае необходимости. В последствии педагог может просто напомнить ребенку о его действиях («А ты вспомни, как нужно проверить себя?»). Конечная цель работы на этом этапе состоит в том, чтобы научить в любой момент и на любом этапе выполнения задания, самостоятельно, молча проверить качество выполнения, исправить допущенные ошибки.
Решения задач II этапа осуществляется аналогично I -ому этапу на трех уровнях.
На этапе оценки полученного результата с точки зрения предъявленного задания используется следующая последовательность действий:
дается алгоритм и пример оценки педагога, дается серия специально подобранных упражнений;
производится оценка ребенком своего труда.
В начале сам взрослый повторяет правила выполнения задания, ребенок по ходу их воспроизведения проверяет свою работу и оценивает с его же помощью степень соответствия этим правилам: правильно, неточно, неправильно. Затем предварительно создается ориентировочная основа действий самоконтроля:
1. Вспомни задание - что нужно было сделать.
2. По каким правилам - какие правила ты выполнил.
3. Какие правила не выполнил - какие выполнил неточно.
Ребенок упражняется в оценивании своей работы на основании воспроизведенных правил и аргументировании оценки в развернутой речевой форме.
Показатель сформированности действий контроля - умение ребенка давать адекватную оценку выполненной им работе на основе сличения с образцом, делать это в плане громкой, шепотной и внутренней речи.
Для выработки определенной степени контроля у учащихся с ЗПР на логопедических занятиях необходимо создать определенные объективные условия:
задание образца;
умения сопоставлять свои действия (произношение, письмо) с образцом;
умение анализировать и находить ошибку;
умение исправлять ошибку.
Имеют место и субъективные условия:
контроль логопеда;
взаимоконтроль учащимся;
побуждение логопеда к контролю;
определенность требований логопеда;
единство и постоянство требований логопеда и учителя.
В.Я. Салахова предлагает методику формирования самоконтроля с использованием общепринятой схемы логопедического занятия, наполненного специфическим содержанием, предлагающим разноаспектный подход к методам и направлениям коррекции звукопроизношения и письма у учащихся в зависимости от структуры речевого дефекта, генеза ЗПР и особенностей коммуникативно-познавательной деятельности.
Цели:
восстановление психологической базы речи;
коррекция речевого развития;
коррекция коммуникативных и познавательных способностей.
Организационный момент.
Цель: формирование мотива, желания и настроения детей сотрудничать с педагогом и добывать знания.
Приемы: упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, восприятие в зависимости от конкретных целей занятия; упражнения на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, упражнения на сравнение, описание; упражнение на развитие контроля и самоконтроля в зависимости от этапа и уровня его сформированности.
Введение в тему.
Цель: формирование целевой установки у ребенка для усвоения нового материала.
Приемы: самостоятельное формулирование темы детьми (о чем будем говорить, над чем работать), составление плана работы на занятии и т.д.
Актуализация знаний и представлений у детей по теме (повторение изученного).
Цель: включение максимального количества анализаторов у каждого ребенка в активную деятельность.
Приемы: упражнение на узнавание и различие, речевые игры и упражнения (тексты, подбор антонимов, синонимов и др.), удержание смысловой цепочки.
Изучение нового материала
Цель: формирование самоконтроля у детей.
Приемы: объяснение, рассказ, беседа, демонстрация новой деятельности, практические упражнения и т.д.
Закрепление нового материала.
Цель: формирование самоконтроля.
Приемы: упражнения в узнавании и различении, упражнения в умении работать с образцом, помощь в зависимости от этапа и уровня сформированности самоконтроля, упражнения по взаимоконтролю, игровой прием - задание выполняется с позиции другого - например: "ты учитель - логопед."
Итог.
Цель: формирование адекватной оценки детьми своей работы, работы товарищей.
Приемы: поощрение (очки, звездочки, баллы и т.д.), индивидуальный подход к каждому, оценка отдельных ответов, проявление активности, вопросы (Что узнали нового?, Понравился ли урок?).
В.Я.Салахова предлагает мониторинг результатов по формированию действия контроля и самоконтроля фиксировать в следующую таблицу:
Формирование контроля и самоконтроля.
Новое о педагогике:
Психологическая деформация семьи как главный
фактор девиантного поведения подростков
Под дисгармоничной семьей понимается семья, которая не выполняет свои функции, не обеспечивает достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи, возможности их личностного роста вследствие нарушения ролевой структуры семьи, отсутс ...
Воспитание скоростных качеств
Скоростные качества - это свойство организма быстро и эффективно решать различные по сложности двигательные задачи. В быстрых движениях принято выделять сенсорный компонент (скрытый период двигательной реакции) и моторный компонент (время ...