Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров).
Повествовательные проекты, цель которых - получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).
Конструктивные проекты - создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т.п.
Этапы работы над проектом
Работа над проектом включает четыре этапа:
- планирование;
- аналитический этап;
- этап обобщения информации;
- этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).
I. Планирование.
Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение.
Цели первичного обмена мнениями:
1. Стимулирование потока идей
Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Учителю следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения.
2. Определение общего направления исследовательской работы
Когда определены все возможные направления исследований, учитель предлагает учащимся высказать свое отношение каждому. Затем педагог:
- Выделяет наиболее удачные;
- Определяет сроки, необходимые для получения конечных результатов;
- Помогает учащимся сформулировать 5-6 связанных друг с другом подтем;
- Продумывает вариант объединения выделенных подтем в единый проект для группы и т. д.
Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом, формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.
Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы.
II. Аналитический этап.
Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый учащийся:
- Уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности;
Новое о педагогике:
Распределение темы на подтемы и отдельные занятия
Тема "Основы технического редактирования и оформление текста с помощью текстового процессора MS Word " изучается на протяжении 18 часов, то есть в течение 3 занятий производственного обучения. Распределение темы на подтемы и отде ...
Истоки графологии
Основы современной графологии были заложены в эпоху Античности. Древние римляне (как и древние китайцы) считали почерк одной из основных «единиц измерения» человеческой личности . Вероятно, одним из первых подтверждений разнообразия челове ...