В настоящее время происходит сокращение времени отводимого учебными планами на изучение традиционных курсов (в том числе и математики), которое неадекватно изменениям программных требований к уровню усвоения учебных дисциплин. Сложившаяся ситуация осложняется также и наличием противоречия между требованием обучить всех учеников практически на одинаковом уровне и наличием многогранных индивидуальных особенностей, обуславливающих неравномерность усвоения каждым учащимся предлагаемого программного материала. Те меры, которые были предприняты с целью разрешения возникшей проблемы (изыскан резерв времени для введения факультативных курсов, организация работы школ и классов с углубленным изучением предмета и др.), оказались недостаточными для изменения сложившейся практики.
Повышению эффективности обучения математике может способствовать решение проблемы индивидуализации обучения.
Индивидуализация обучения математике предполагает «органическое единство индивидуальной и коллективной деятельности школьников».
При организации познавательной деятельности учащихся первостепенная роль принадлежит учителю. Учитель направляет деятельность учащихся, руководствуясь учебными программами. На всех этапах обучения учащихся в условиях классно-урочной формы обучения учитель выступает как руководитель деятельности коллектива и как руководитель познавательной деятельности каждого из учащихся в этом коллективе. Учитель в соответствии с задачами обучения и воспитания сам выбирает совокупность различных приемов, средств для организации познавательной деятельности учащихся с целью повышения самостоятельности и творческой активности каждого из них.
Задача учителя – организовать процесс обучения таким образом, чтобы у учащихся повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась самостоятельность в работе, чтобы каждый ученик принимал самое активное участие, работал с полным напряжением своих сил, чтобы самостоятельная работа способствовала более глубокому усвоению программного материала, выработке более прочных умений и навыков, развитию разносторонних способностей учащихся.
Успешному решению поставленных задач перед учителем способствует индивидуализация обучения.
Из всего сказанного выше можно выделить такие цели индивидуализации обучения любому учебному предмету, и в частности математике:
развитие и использование в обучении индивидуальных качеств личности школьника;
развитие и использование в обучении познавательных интересов каждого школьника. В предыдущем параграфе даны примеры индивидуализации обучения математике в зависимости от особенностей познавательных интересов школьников.
развитие и использование в обучении интеллектуальных способностей и талантов каждого школьника;
оптимальное развитие способностей к обучаемости у каждого школьника;
подготовка к сознательному выбору профессии;
развитие у каждого школьника навыков самостоятельной учебной деятельности.
«В связи с этим учителю математики следует хорошо изучить каждого из своих учащихся с точки зрения уровня знаний, обучаемости, действенности интересов и способностей».
Для того, чтобы успешно это осуществить, можно применять определенную систему тестовых упражнений, имеющих целью проверить:
уровень обучаемости;
умение самостоятельно работать;
умение читать с пониманием и нужной скоростью учебный текст;
способность к сообразительности;
уровень развития того или иного компонента математического мышления;
познавательные интересы и т.п.
В качестве примера приведем несколько заданий для учащихся 8 класса, имеющих целью проверить уровень логического мышления.
В следующих примерах число x принадлежит множеству действительных чисел.
Какое из следующих утверждений справедливо
(x+3)2=x2+6x+9:
для всех значений x;
только для двух значений x;
только для одного значения x;
ни для одного значения x?
Ответьте на те же вопросы относительно равенства
(x+3)2=x2+4x+6.
Равносторонний треугольник ABC повернут по часовой стрелке вокруг вершины B на величину угла A, какие из следующих утверждений справедливы:
угол между старым и новым направлением [AC) есть ÐA;
угол между старым и новым направлением [BC) есть ÐB;
если A, новое положение вершины А, то биссектриса угла АВА, перпендикулярна какой-либо стороне данного треугольника.
Применение таких тестов дает учителю возможность изучить динамику развития каждого школьника и подобрать затем систему конкретных заданий для его индивидуальной работы.
Новое о педагогике:
Методика работы с аутентичным видеоматериалом на уроке страноведения
Работа с кинофрагментом состоит из следующих этапов: 1. Работа с незнакомыми словами. Не следует работать с учащимися над теми незнакомыми словами и словосочетаниями, которые могут быть поняты ими из ситуативного контекста, и не влияют на ...
Познавательный интерес младших школьников
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов учения является интерес. Интерес (от лат. «имеет значение, важно») – реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная. Интерес можно определить как форму проявления познавательных ...