Главная роль в образовательном пространстве отводится школе, организации ее деятельности. Роль сельской школы в воспитательном пространстве определяется рядом существенных факторов и условий. Это тип самой школы, её специфика как образовательного учреждения, содержание и характер связи школы с социумом, целевые образовательно-воспитательные установки, ориентиры школы, а также педагогические традиции школы, района, области, кадровый педагогический потенциал. Это и географическое положение школы, отдаленность от городских, социально-культурных центров, средств сообщения, ведущий тип производства и хозяйствования в селе, где расположена школа. Различия условий, возможностей реализации воспитательного потенциала ведут к многообразию вариантов её воздействия на воспитательное пространство сельского социума и его функционирование.
Анализ проведенного исследования показал, что техническое и материальное состояние школ Назаровского района за последние годы улучшилось (37 % глав сельских советов, директоров школ). Практически во всех школах сел имеется канализация, спортивный зал, ведутся различные кружки, работает дом культуры, имеются необходимые учебные кабинеты. Очень радует, что из принявших участие в исследовании школ, 76 % имеют выход в Интернет, есть необходимое оборудование для обучения и развития детей (в большинстве случаев, благодаря национальным программам президента).
Однако по некоторым показателям произошло ухудшение. Основное - это снижение уровня образованности учащихся, слабое владение ими знаниями и умениями по основным школьным предметам. В ответах глав сельских советов выделено, что на сегодняшний день некоторые образовательные и культурные учреждения сел находятся в аварийном состоянии (30 %) (особенно начальные школы на отделениях – 60 %), требующие срочного ремонта. Помощь из краевого бюджета поступает лишь на нужды первой необходимости. А на местный бюджет приходиться рассчитывать не всем и не всегда. Это напрямую зависит от экономического уровня развития каждого села, наличием различных предприятий, частного предпринимательства, железной дороги и пр.
Заметно улучшилось финансовое положение школ района (табл. 4) и как следствие – материально оснащение, техническая база. Немалую роль в таком изменении сыграл начавшийся реализовываться Национальный проект РФ «Образование»
Таблица 4
Изменение финансового положения (школ) в образовании после 2001 года
(по результатам опроса глав сельских советов):
Стало лучше, % |
Стало хуже, % |
Не измени, % | |
Финансовое положение школы |
100 | ||
Материальное оснащение школы |
100 | ||
Качество образования |
40 |
20 |
40 |
Качество воспитательной работы |
40 |
60 | |
Работа с родителями |
10 |
10 |
80 |
Работа с местным населением |
20 |
20 |
60 |
Взаимодействие школы с др. учреждениями района |
50 |
50 | |
Трудовая подготовка школьников |
50 |
50 | |
Подготовка выпускников к поступлению в вузы |
50 |
50 | |
Обеспечение учебниками |
30 |
30 |
40 |
Материальная помощь малообеспеченным семьям |
40 |
20 |
40 |
Профилактика противоправного поведения учащихся |
50 |
50 | |
Помощь школе со стороны местных властей |
50 |
50 | |
Финансовое положение учителей |
60 |
40 | |
Престиж учительской профессии |
50 |
50 | |
Качество работы учителей |
30 |
70 |
Новое о педагогике:
Народные игры и игрушки как средство социализации детей
Как мы уже говорили, деятельность – важное условие приобщения детей к социальной действительности. В народных играх ребёнок имеет большую возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваивая отношения между людьми. Участвуя в ...
Особенности использования дидактического материала в
системе Монтессори
Из-за того, что дидактический материал находится на виду, его роль по сравнению с другими элементами подготовленной среды в методе Монтессори часто преувеличивается. Кроме того, часто неправильно понимается его цель. Это не учебное оборудо ...