Отсутствие знаний, навыков и современных социально-адаптивных стратегий поведения у значительной части сотрудников колонии и некоторых педагогов значительно затрудняет оказание необходимого воспитательного воздействия, психологической и социальной поддержки осуждённого. В результате он оказывается одинок и психологически беспомощен на фоне утраченных связей с обществом. Профессиональная группа лиц, работающая с преступниками (начальники служб, начальники отрядов, инспекторы, психологи, педагоги, медицинские работники) нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию с целью координации усилий, направленных на ресоциализацию таких людей и возвращение в социум физически и морально здоровых, полноценных граждан, устойчивых к негативному влиянию криминогенной среды.
Однако даже наиболее цивилизованная пенитенциарная система не сможет решить поставленные перед ней задачи, если для их реализации не будут подготовлены квалифицированные кадры педагогов, психологов, воспитателей, медицинских работников и других сотрудников.
Как уже отмечалось, одна из важнейших задач пенитенциарной педагогики - исправление и перевоспитание осужденных. Специфика процесса исправления состоит в том, что он происходит в рамках исполнения уголовного наказания. Степень правовой регламентации процесса перевоспитания зависит от вида наказания и органа, его исполняющего. Правовой характер требований способствует выработке у осуждённого привычки исполнять законы дисциплинированно и ответственно. Юридические нормы определяют и права осужденных. Тем не менее, в процессе исправления возникают противоречия между педагогической целесообразностью и жесткими правовыми предписаниями, так как правовые нормы носят обобщающий характер, а педагогические нормы всегда конкретны и направлены на конкретную личность. Отрицательное отношение осужденных к уголовному наказанию, как правило, переносится на учебный процесс и воспитательные воздействия, на самих педагогов и воспитателей, усиливая тем самым скрытое, а подчас и активное сопротивление их исправлению. Разрешение этого противоречия - в поиске оптимальных педагогических мер и совершенствования уголовно-исполнительного законодательства. Решить эти вопросы была призвана реформа уголовно-исполнительной системы, начавшаяся в начале 90-х гг. прошлого века и до настоящего времени пока не завершенная.
В рамках реформы уголовно-исполнительного законодательства и органов исполнения наказаний, безусловно, были учтены все перечисленные требования, нашедшие отражение в Уголовно-исполнительном кодексе, ряде ведомственных нормативных актов, в повседневной практике пенитенциарных учреждений. Реформа уголовно-исполнительной системы продолжается и в настоящее время. И, безусловно, одним из основных направлений реформирования системы является гуманизация условий отбывания наказания осуждёнными с широкой открытостью и привлечением общественности к пенитенциарному процессу.
В этой связи первоочередными задачами воспитательных колоний становятся: создание необходимых условий для умственного, духовного, нравственного, психологического, физического развития каждого воспитанника, его ресоциализации, формирование у него потребностей в активном участии в производительном труде и иной общественно-полезной деятельности, способности противостоять асоциальному окружению. Решение этих задач возложено на педагогические коллективы училищ и школ исправительных колоний во взаимодействии со всеми подразделениями и службами учреждения. Эффективность решения перечисленных задач во многом зависит от правильно организованного учебно-воспитательного процесса, учитывающего как специфику пенитенциарного учреждения, так и психологические особенности личности осуждённого. Однако в организации процесса обучения и воспитания исправительной колонии существуют определенные проблемы, требующие своего разрешения.
Определенная взаимосвязь между низким уровнем грамотности, нравственной деградацией и преступностью, актуализирует востребованность интеллектуально-этического развития личности осуждённого, как процесса развития ментальной и нравственной характеристик личности в их единстве.
Целью интеллектуально-этического развития является изменение духовно-нравственных установок личности на основе осознанного добровольного принятия общечеловеческих нравственных ценностей. Осуществляется это развитие главным образом через целенаправленное обучение.
В настоящее время наметилась устойчивая тенденция увеличения количества профессиональных училищ, школ и учебно-консультационных пунктов (УКП). Тем не менее, 47,2% исправительных колоний не имеют образовательных учреждений, что затрудняет не только процесс интеллектуально-этического развития осужденных, но и процесс исправления в целом. Кроме того, в рамках академических учебных программ не всегда возможно решить вопросы эффективной нравственной переориентации осужденных, так как без целенаправленных тренировок законопослушного поведения невозможно сформировать навыки такого поведения. Поэтому необходимо использовать все виды образования, определенные законодателем, включая и дополнительное, позволяющее целенаправленно откорректировать и (или) развить определенные личностные характеристики человека, в том числе и интеллектуально-этические.
Новое о педагогике:
Формирование цен на платные услуги. Использование прибыли, полученной от
реализации услуг
Затраты, включаемые в себестоимость услуг, рассчитываются по нормам и нормативам, определяемым в установленном порядке. При формировании цен на платные услуги учитываются следующие статьи затрат: оплата труда рабочих и служащих; начисления ...
Психологическая деформация семьи как главный
фактор девиантного поведения подростков
Под дисгармоничной семьей понимается семья, которая не выполняет свои функции, не обеспечивает достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи, возможности их личностного роста вследствие нарушения ролевой структуры семьи, отсутс ...