Проблема социализации учащихся средней школы

Страница 2

Школьное образование - составная часть социального. Оно базируется на единстве и взаимосвязи знаний о социальной и индивидуальной жизни человека. Формируется внешкольная практика социального образования, которая опирается на детско-юношеские дома творчества, бывшие дома пионеров. Здесь также начинает обновляться и расширяться дополнительное внешкольное образование, основывающееся уже не на традиционной кружковой, секционной работе, а на поиске новых форм.

Исследования показали, что у десятиклассников ценность получения образования тесно связана со стремлением к достижению "успеха у лиц другого пола" (74,3%), "жизни в большом красивом городе" (66,7%), "приобретению машины, дачи, модных вещей" (48,6%), получению "почетных званий, правительственных наград" (31,2%), "возможности руководить людьми" (29,9%), "большой благоустроенной квартиры" (28,8%). Одновременно стремление к образованию оказывается слабо связанным с "интересной творческой работой", "наличием умных, интересных друзей", "физическим совершенством".

Иными словами, для части десятиклассников личностный смысл цели "повышение образования" заключается в достижении высокого материального положения и общественного престижа, не предусматривающих активной трудовой деятельности и духовного совершенствования. Как показывают исследования, нередко общественно значимые цели для индивида не имеют личностного смысла, т.е. усваиваются им лишь на вербальном уровне. Так, согласно результатам наших исследований, не все старшеклассники и студенты ответили, что они имеют четкие жизненные цели и идеалы.

В процессе социализации правомерно выделить несколько периодов. Первый можно обозначить как раннюю социализацию, связанную с приобретением социально обязательных общекультурных знаний и навыков, носящих неспецифичный в профессиональном отношении характер. Соответствующими институтами являются дошкольные учреждения и общеобразовательная школа.

Второй период - это профессиональная социализация, связанная с овладением специализированными трудовыми знаниями и навыками, приобщением к соответствующей субкультуре. Институтами, обеспечивающими соответствующие знания и навыки, служат специальные учебные заведения - средние и высшие. Здесь начинается культурная и социальная дифференциация молодых членов общества, ибо они приобщаются к различным профессиональным культурам с разными взглядами на мир, ценностными представлениями и пр.

Социализация общекультурного характера в период профессиональной подготовки осуществляется, во-первых, как освоение школьником нового, уже не детского статуса в семье; во-вторых, как приобретение новых социокультурных знаний и навыков за счет значительно расширяющегося в этот период круга социальных контактов; в-третьих, за счет обсуждения и интерпретации своего нового статуса и нового опыта в сфере молодежной субкультуры, в которой также усиливается тенденция к социокультурной дифференциации людей.

Особенно остры проблемы, связанные с институтами ранней социализации. Последние в течение длительного периода оставались неизменными по своему строению и в настоящее время выполняют предписанные им функции далеко не в полную меру. Будучи смоделированными по "классическим" образцам и ориентированными на устойчивую культурную парадигму прежние принципы ранней социализации в новых условиях уже не обеспечивают необходимых знаний и навыков общекультурного характера. Сегодня школьное воспитание практически не дает детям и подросткам необходимых для "взрослой жизни" навыков. Несмотря на постоянные обсуждения в педагогических кругах вопроса об усложнении школьных программ, курс среднего образования пока неудовлетворителен с позиций как общекультурной, так и профессиональной подготовки.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Характеристика детей с общим недоразвитием речи
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Левиной Розой Евгеньвной ...

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е. Левиной совместно с коллективом сотрудников Н.А. Кашиной, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, Г.И. Жаренковой в 50 – 60-х годах XX века. Р.Е. Левиной была описана та ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru