- игра, являясь одним из истоков искусства, в какой-то степени присутствуя в литературе в явном или скрытом виде, может быть использована при изучении художественной литературы в школе, т.к. игра формирует внимательного читателя, прививает ему эстетический вкус и развивает индивидуальность ребенка;
- игра является прекрасной формой формирования разносторонне и духовно развитой личности;
- планируя использование игровой деятельности на уроках литературы, педагог должен учитывать свойства игры и возрастные особенности личности.
В 70 – 80-ые годы советского периода В.Г. Маранцман , Т.В.Чирковская разрабатывали творческие методы изучения литературы, в частности использование уроков-драматизаций.
В этот же период О.И. Беловой, ученым-методистом, была разработана методика игровой деятельности на уроках литературы в 4-5 классах средней школы, в которой она создала типологию игр, предприняла попытку классифицировать их.
Интерес представляет классификация О.И. Беловой, данная ей в своей диссертации «Игра на уроках литературы как средство развития творческой активности школьников» и вступительная статья к книге «Игры на уроках литературы в 4-5 классах». С точки зрения О.И. Беловой , все литературные игры объединены в две большие группы: читательские и исполнительские. Основой тех и других является чтение и изучение художественного текста, которые определяет характер деятельности учеников. В читательских играх выделяются словарные и стилистические. В исполнительских – интонационные этюды, этюды – импровизации, выразительное чтение, чтение по ролям, пантомимы, инсценировки. Исследования и выводы О.И. Беловой явились важным этапом в развитии методики игры на уроках литературы. В современной методической науке к игре на уроке литературы исследователи продолжают подходить по-разному.
Основываясь на научных трудах Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина и других ученых по теории игры, следует сформулировать понятие игры, которое ляжет в основу методических разработок. Игра – это форма познавательно-творческой деятельности человека, неразрывно связанная с искусством, содействующая активному приобретению ребенком общественно-социального и личного опыта, обнаруживающая аналогию с трудовой деятельностью, обусловленная возрастными особенностями ребенка.
В основу общих методических условий использования игры как способа организации урока литературы легли следующие свойства игры, отмеченные психологами, педагогами прошлого и сегодняшнего времени.:
1. Многофункциональность. Игра выполняет множество функций: познавательные, интеллектуальные, эстетические, эмоциональные, нравственно-воспитательные.
2. Коммуникативность. Игра развивает общительность, активность, внутреннюю свободу, помогает преодолеть возрастные психологические барьеры.
3. Адаптированность. Игровая деятельность планируется с учетом возраста, особенностей межличностных отношений в детском коллективе, создает неформальную обстановку, оказывает релаксирующее воздействие.
4. Целенаправленность. Игра учит ставить цели на определенном этапе развития, дает возможность увидеть перспективу.
5. Продуманность.
6. Подражательность.
Новое о педагогике:
Изменение физиологических функций организма при развитии утомления
Нервная система. Нервная система играет важную роль в регуляции всех происходящих в организме процессов. Управление движениями, высококоординированная связь между двигательным аппаратом и функциями вегетативных органов и систем осуществ ...
Образование в Средневековом Востоке
Исламский мир. В период Раннего Средневековья в Исламском мире возникает Ислам (VII в.), его распространение сыграло положительную роль в распространении элементарного образования. Учебные заведения были 3х уровней: начальный (частные рели ...