При дифференцированном способе организации урока литературы следует помнить в частности о психическом состоянии, которое будут испытывать школьники 3 группы. Это негативное настроение может отразиться на процессе обучения. Ученикам 5-6-х классов хочется выделиться, хочется быть в центре, на самом деле не оказаться в числе плохих, отстающих. Это иногда может привести к конфликту, негативному отношению к учителю, а значит и его предмету, а это рождает тенденцию к дальнейшему неуспеванию. Это с одной стороны. А с другой, учитель-словесник, деля класс на дифференцированные группы, определяет для каждой группы свою программу, свой путь решения поставленных задач, что порождает для одних сложный путь, для других – легкий, но в целом посильный с хорошей перспективой в освоении предмета.
Интеграция как способ организации урока литературы успешно реализуется при использовании разных принципов интегративного личностно развивающего образования: личностном подходе, приоритете смыслообразующих мотивов ученика, обеспечении урока обобщенными таблицами, схемами; рефлексии, системности, диалогичности, проблемности.
Многочисленные уровни интеграции (межпредметный, внутрипредметный, связи с учреждениями науки и культуры, народными умельцами и т.п.) естественно «вписываются» в урок. Опыт работы по литературе и одновременно истории при изучении темы в 11 классе показал, что согласованные действия увлеченных предметом учителей, заинтересованных в развитии учащихся, повышают их понятийно-информационный уровень, побуждают к самораскрытию, выдвижению самими учениками оригинальных идей, обоснованных оценок литературных и исторических явлений. Интеграция уроков по литературе и истории ускоренно моделирует личность, служит импульсом здорового мироощущения старшеклассников, воспитывает философские начала в их сознании.
Психологические особенности старшеклассников (необходимость самоопределения, склонность к саморефлексии, критичность мышления) ведут к значительному возрастанию их стремления аналитически сопоставлять различные литературные и исторические явления действительности. Чтобы природа, мир не рассматривались учащимися как механическая совокупность разных факторов, а рассматривались ими как единое целое, необходима интеграция учебных предметов. Связующим звеном выступает целостная межпредметная ситуация, которая осмысливается учащимися этого возраста на высоком уровне обобщения и абстрагирования и решается через раскрытие причинно-следственных связей посредством теоретического мышления. Решением межпредметной ситуации явилось индивидуальное, необычное видение учеником сложных явлений XX века, отраженных в художественных произведениях. Создается ситуация противоречия между стандартным видением и самобытным, ярким, оригинальным, то есть собственным видением событий, проблем самим выпускником школы.
Интеграция уроков литературы с историей позволяет многогранно рассматривать важные явления, связать уроки литературы с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира, дать старшеклассникам заряд любознательности, творческой энергии. У них появляется возможность целенаправленно преодолевать трудности на пути познания.
Интегрированный способ организации урока не противоречит сложившейся практике использования разнообразных методических приемов: работы с иллюстрациями, таблицами, плакатами, мемуарами, инсценированием, постановкой проблемы, исполнением песни под гитару «Афганистан болит в душе моей…», прослушиванием песни «Комбат» и др.
За последние двадцать лет в российской науке активно разрабатывалась типология игр, используемых в учебном процессе. Однако игровая основа обучения литературе, которую в конце XX века предприняла С.В. Белова так и не нашла поддержки, дальнейшей научной разработки. В практике работы, как показывают результаты использованных вариативных методик хорошо зарекомендовали себя игры-драматизации для учащихся средних классов и интеллектуальные игры для старшеклассников.
Новое о педагогике:
Факторы, ускоряющие и ограничивающие развитие утомления в условиях мышечной
деятельности
Утомление возникает как следствие работы. Однако при некоторых условиях динамическая мышечная работа может совершаться длительное время без признаков утомления. Такими условиями являются: оптимальный ритм и темп работы, оптимальная вели ...
Характеристика детей с общим недоразвитием речи
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Левиной Розой Евгеньвной ...