Наблюдаются в речи детей этого возраста собственные словоформы, словотворчество ("ежинята" - ежата, "водопадит" - сильно течет вода).
Для детской речи характерно также явление "унификации" словоформ единственного и множественного числа, которое выражается в стремлении сохранить идентичность основ единственного и множественного числа, например, "левы" (львы). Эта тенденция проявляется в устранении плетивизма (человек-человеки). Также, продолжается влияние окончания (ов) на слова других склонений. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении ("на коне"); ошибки в использовании чередований и ударений.
Особую сложность представляет для детей усвоение предлогов. До возраста 2 года 4 месяца предлоги в большинстве случаев вообще опускаются в речи ребенка, хотя падежные окончания существительных при этом употребляются правильно. Например: книга лежит столе. Усвоение сложных предлогов типа из-за, из-под дается ребенку с еще большим трудом, и эти предлоги усваиваются им еще позднее.
Третий период – период дальнейшего усвоения морфологической системы (3 года – 7 лет). Начинают усваиваться в этот возрастной период все частные грамматические формы, детали морфологического выражения грамматических категорий: использование правильного чередования, ударения, рода, редких оборотов речи. Окончательно в этом возрасте дети овладевают всеми типами склонения.
К семи годам в норме ребенок осваивает грамматический строй речи в необходимом объеме, который является базой для дальнейшего осознанного обучения грамоте и письму .
Многочисленные исследования ученых-психолингвистов (Ф.А. Сохин, А.А. Леонтьев, М.М. Попова, A.M. Шахнарович, Л.И.Айдарова, Г.А. Черемухина, А.Г Тамбовцева, Н.М. Юрьева и других) доказали, что овладение словоизменением определяется степенью усвоения предметных отношений и их связей с языковыми явлениями. Пик этого овладения приходится на дошкольный возраст. Сознательное же усвоение информации о словоизменениях слова и способах их образования становится возможным только в процессе направленного обучения ребенка грамматике родного языка.
A.M. Шахнарович отмечает, что при специальном обучении ребенок способен "подняться" до полного усвоения морфем и осознанного отношения к словоизменению достаточно рано.
По мнению, С.Н. Карповой, Т.Н. Ушаковой, Г.А.Черемухиной, A.M. Шахнарович ускорить процесс осознания ребенком значения морфемы становится возможным, если выявить и сделать явной для ребенка ее связь с изменением в предметной действительности на основе материальных опор.
Последовательность усвоения словоизменения существительных при нормальном онтогенезе оказалась общей закономерностью как для детей с нормальным развитием, так и для детей с общим недоразвитием речи.
Однако овладение формами словоизменения существительных у детей с общим недоразвитием речи происходит в более длительные сроки, у них будут наблюдаться значительное отставание и своеобразие в протекании процессов изменения слов.
Новое о педагогике:
Анализ типов характера в творчестве Л. Улицкой на школьных уроках
литературы
Для решения центрального вопроса анализа типов характера в творчестве Л.Улицкой на уроках литературы обычно избирается проблемный подход. При этом под характером понимается «совокупность психических свойств, из которых складывается личност ...
Образовательная система в Средневековом Славянском мире, Руси, Русском государстве
Раннее Средневековье в Славянском мире начинается примерно в V веке и заканчивается в IX. К этому периоду относится зарождение общеславянской традиции обучения, когда возник новый письменный язык - славянский. Первая школа была открыта Кир ...