Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость проведения коррекционно-логопедической работы по формированию словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретической основой логопедической работы по формированию словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи явилось современное понимание процесса овладения детьми грамматическим строем речи в норме.
Как показали результаты эксперимента, у дошкольников с общим недоразвитием речи нарушена как дифференциация грамматических форм по значению и формально-языковому выражению, так и выбор грамматической формы из парадигмы словоформ, поэтому развитие системы словоизменении и должно быть направлено на уточнение грамматического значения и его связи с языковым оформлением морфемы, актуализацию слуховых и кинестетических образов морфологического состава словоформ.
При логопедической работе по формированию системы словоизменения необходимо учитывать уровень речевого развития ребёнка с ОНР, программу коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР в соответствии с принципами системности, комплексности, онтогенетического принципа, учёта патогенеза и индивидуальных возможностей ребёнка.
Логопедическую работу по формированию системы словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи надо проводить в следующей последовательности:
1.формирование системы словоизменения на уровне словосочетания;
2.закрепление системы словоизменения на уровне предложения;
3.закрепление системы словоизменения в связной речи.
Работа над каждой грамматической формой начинается с уточнения ее значения в импрессивной речи. После усвоения отрабатываемой формы осуществляется ее закрепление в экспрессивной речи.
Каждая грамматическая форма отрабатывается по следующему плану:
а) выделение общего грамматического значения ряда словоформ;
б) соотнесение выделенного значения с флексией, обозначающее данное грамматическое значение;
в) звуковой анализ флексии;
г) закрепление связи грамматического значения и флексии в специально подобранных упражнениях;
д) образование аналогичных словоформ в спонтанной речи.
Формирование системы словоизменения существительных определяется последовательностью появления форм словоизменения в онтогенезе и проводится в следующей последовательности:
I.Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множительного числа.
Работа над грамматической формой множественного числа именительного падежа существительного проводится в следующем порядке:
1).грамматические формы с окончанием –ы (зонт- зонты);
2)грамматические формы с окончанием –и ( груша- груши);
3)грамматические формы с окончанием –а (глаз-глаза);
4)грамматические формы с окончанием-j а(стул- стулья)
5) дифференциация грамматических форм с различными флексиями.
II. Закрепление беспредложных конструкций существительных единственного числа
Закрепление беспредложных падежных конструкций существительных единственного числа проводится в аналогичной последовательности с учетом следующих лингвистических факторов: продуктивности флексий, места ударения и его подвижности, наличия изменений в основе (чередования, появления беглого гласного и др.).
1. Винительный падеж. В процессе логопедической работы над данной падежной конструкцией учитывается вариативность окончаний, отличие окончаний одушевленных и неодушевленных существительных мужского рода. Поэтому в начале работы отрабатывается значение одушевленности- неодушевленности
Детям предлагается выбрать среди предложенных картинок те, которые отвечают на вопрос: а) "Кто?"; б) "Что?".Затем уточняется, что на вопрос "Кто?" отвечают названия животных предметов, а на вопрос "Кто?" - названия неживых предметов.
В дальнейшем проводится работа над каждым окончанием формы винительного падежа с учетом последовательности его появления в онтогенезе (нулевое окончание, -у, -а/ -я ).
2. Родительный падеж существительных единственного числа.
Логопедическая работа над данной конструкцией проводится в следующей последовательности:
Новое о педагогике:
Профессионализм как интегральная психологическая характеристика человека
труда
Профессионализм – это реально достигнутый, достаточно высокий уровень овладения профессией. Профессионалом можно считать человека труда, который: – освоил профессиональную деятельность на уровне лучших ее образцов (профессиональное мастерс ...
Средства и приемы обучения монологическому высказыванию
Как утверждает С.В. Калинина, концепция обучения монологической речи состоит в том, что это должен быть законченный курс, имеющий реальные цели для учащихся и убеждающий их в возможности использовать полученные умения в практической деятел ...