Основные направления логопедической работы по формированию словоизменения имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Новое в образовании » Разработка основных направлений логопедической работы по формированию словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи » Основные направления логопедической работы по формированию словоизменения имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 1

Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость проведения коррекционно-логопедической работы по формированию словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Теоретической основой логопедической работы по формированию словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи явилось современное понимание процесса овладения детьми грамматическим строем речи в норме.

Как показали результаты эксперимента, у дошкольников с общим недоразвитием речи нарушена как дифференциация грамматических форм по значению и формально-языковому выражению, так и выбор грамматической формы из парадигмы словоформ, поэтому развитие системы словоизменении и должно быть направлено на уточнение грамматического значения и его связи с языковым оформлением морфемы, актуализацию слуховых и кинестетических образов морфологического состава словоформ.

При логопедической работе по формированию системы словоизменения необходимо учитывать уровень речевого развития ребёнка с ОНР, программу коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР в соответствии с принципами системности, комплексности, онтогенетического принципа, учёта патогенеза и индивидуальных возможностей ребёнка.

Логопедическую работу по формированию системы словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи надо проводить в следующей последовательности:

1.формирование системы словоизменения на уровне словосочетания;

2.закрепление системы словоизменения на уровне предложения;

3.закрепление системы словоизменения в связной речи.

Работа над каждой грамматической формой начинается с уточнения ее значения в импрессивной речи. После усвоения отрабатываемой формы осуществляется ее закрепление в экспрессивной речи.

Каждая грамматическая форма отрабатывается по следующему плану:

а) выделение общего грамматического значения ряда словоформ;

б) соотнесение выделенного значения с флексией, обозначающее данное грамматическое значение;

в) звуковой анализ флексии;

г) закрепление связи грамматического значения и флексии в специально подобранных упражнениях;

д) образование аналогичных словоформ в спонтанной речи.

Формирование системы словоизменения существительных определяется последовательностью появления форм словоизменения в онтогенезе и проводится в следующей последовательности:

I.Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множительного числа.

Работа над грамматической формой множественного числа именительного падежа существительного проводится в следующем порядке:

1).грамматические формы с окончанием –ы (зонт- зонты);

2)грамматические формы с окончанием –и ( груша- груши);

3)грамматические формы с окончанием –а (глаз-глаза);

4)грамматические формы с окончанием-j а(стул- стулья)

5) дифференциация грамматических форм с различными флексиями.

II. Закрепление беспредложных конструкций существительных единственного числа

Закрепление беспредложных падежных конструкций существительных единственного числа проводится в аналогичной последовательности с учетом следующих лингвистических факторов: продуктивности флексий, места ударения и его подвижности, наличия изменений в основе (чередования, появления беглого гласного и др.).

1. Винительный падеж. В процессе логопедической работы над данной падежной конструкцией учитывается вариативность окончаний, отличие окончаний одушевленных и неодушевленных существительных мужского рода. Поэтому в начале работы отрабатывается значение одушевленности- неодушевленности

Детям предлагается выбрать среди предложенных картинок те, которые отвечают на вопрос: а) "Кто?"; б) "Что?".Затем уточняется, что на вопрос "Кто?" отвечают названия животных предметов, а на вопрос "Кто?" - названия неживых предметов.

В дальнейшем проводится работа над каждым окончанием формы винительного падежа с учетом последовательности его появления в онтогенезе (нулевое окончание, -у, -а/ -я ).

2. Родительный падеж существительных единственного числа.

Логопедическая работа над данной конструкцией проводится в следующей последовательности:

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Профессионализм как интегральная психологическая характеристика человека труда
Профессионализм – это реально достигнутый, достаточно высокий уровень овладения профессией. Профессионалом можно считать человека труда, который: – освоил профессиональную деятельность на уровне лучших ее образцов (профессиональное мастерс ...

Средства и приемы обучения монологическому высказыванию
Как утверждает С.В. Калинина, концепция обучения монологической речи состоит в том, что это должен быть законченный курс, имеющий реальные цели для учащихся и убеждающий их в возможности использовать полученные умения в практической деятел ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru