- способность "заряжать" своей энергией других людей;
- способность находить наилучшее применение каждому человеку;
- психологическая избирательность, способность понимать и верно реагировать на психологию людей;
- способность видеть недостатки в поступках других людей — критичность;
- психологический такт — способность установить меру воздействия;
- общий уровень развития как показатель сообразительности, разности общих чувственных способностей человека;
- инициативность — творческая и исполнительская;
- требовательность к другим людям;
- склонность к организаторской деятельности;
- практичность — способность непосредственно, быстро и гибко применять свои знания и свой опыт в решении практических задач;
- самостоятельность в отличие от внушаемости и слепой подражательности;
- наблюдательность;
- самообладание, выдержка;
- общительность;
- настойчивость;
- активность;
- работоспособность;
- организованность.
Организаторские способности проявляются в умении организовать себя, свое время, индивидуальную, групповую, коллективную деятельность студентов, сплотив вокруг научной проблемы надежных помощников, единомышленников.
Далее рассмотрим коммуникативный компонент.
Общение в деятельности преподавателя выступает не только средством научной и педагогической коммуникации, но и условием совершенствования профессионализма в деятельности и источником развития личности преподавателя, а также средством воспитания студентов. К коммуникативным относятся способности:
- способность всесторонне и объективно воспринимать человека-партнера по общению;
- способность вызывать у него доверие, сопереживание в совместной деятельности;
- способность предвидеть и ликвидировать конфликты;
- справедливо, конструктивно и тактично критиковать своего товарища по совместной деятельности;
- воспринимать и учитывать критику, перестраивая соответственно свое поведение и деятельность.
Основное средство общения — речь устная и письменная. В научной деятельности, в отличие от педагогической, играет первенствующую роль по сравнению с устной. Объективация результатов научного познания осуществляется, как правило, вначале в письменной речи — в процессе научного общения. Устное изложение результатов исследования в компетентной аудитории является необходимым средством проверки ценности, объективности и доказательности результатов исследования.
Интересно отметить, что коммуникативный компонент способностей — самые гибкие, коммуникативные умения с возрастом перемещаются в сторону регресса.
И, наконец, рассмотрим рецептивно-рефлексивный компонент.
Данный компонент способностей тесно связан с коммуникативным, он обращен к субъекту педагогического воздействия. Рефлексия — осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, предполагает знание того, как другой понимает рефлексирующего. Рефлексия — своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга, при котором рефлексирующий субъект воспроизводит внутренний мир собеседника и с отражением себя.
Рецептивно-рефлексивные способности включают три вида чувствительности.
Чувство объекта. Оно представляет собой особую чувтствительность педагога к тому, какой отклик объекты реальной действительности находят у учащихся, в какой мере интересы и потребности учащихся выявляются при этом, "совпадают" с требованиями педагогической системы с одной стороны, с тем, что им предъявляет в учебно-воспитательном процессе сам педагог. Эта чувствительность сходна с эмпатией и проявляется в быстром, легком и глубоком проникновении в психологию учащихся, в эмоциональной идентификации педагога с учащимся и их активной целенаправленной совместной деятельности.
Чувство меры и такта. Проявляется в особой чувствительности к мере изменений, происходящих в личности и деятельности учащегося под влиянием различных средств педагогического воздействия, какие изменения происходят, являются ли положительными или отрицательными, по каким признакам можно о них судить.
Новое о педагогике:
Проблема и задачи исследования детей с задержкой психического развития
Изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) позволило установить этиологию и клинические варианты данной формы отклонения в развитии (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер и др.) Т.А. Власовой и М.С. Певзнер было обращено ...
Проблема социального исключения в сфере образования
Преобразования в сфере экономики, которые были инициированы в начале 90-х годов, в частности, изменение отношений собственности, законов, регулирующих эти отношения, оказали воздействие на развитие всей социальной системы российского общес ...