Структура профессиональных способностей, которыми должен обладать учитель для эффективной педагогической деятельности

Новое в образовании » Педагогический талант учителя » Структура профессиональных способностей, которыми должен обладать учитель для эффективной педагогической деятельности

Страница 3

- способность "заряжать" своей энергией других людей;

- способность находить наилучшее применение каждому человеку;

- психологическая избирательность, способность понимать и верно реагировать на психологию людей;

- способность видеть недостатки в поступках других людей — критичность;

- психологический такт — способность установить меру воздействия;

- общий уровень развития как показатель сообразительности, разности общих чувственных способностей человека;

- инициативность — творческая и исполнительская;

- требовательность к другим людям;

- склонность к организаторской деятельности;

- практичность — способность непосредственно, быстро и гибко применять свои знания и свой опыт в решении практических задач;

- самостоятельность в отличие от внушаемости и слепой подражательности;

- наблюдательность;

- самообладание, выдержка;

- общительность;

- настойчивость;

- активность;

- работоспособность;

- организованность.

Организаторские способности проявляются в умении организовать себя, свое время, индивидуальную, групповую, коллективную деятельность студентов, сплотив вокруг научной проблемы надежных помощников, единомышленников.

Далее рассмотрим коммуникативный компонент.

Общение в деятельности преподавателя выступает не только средством научной и педагогической коммуникации, но и условием совершенствования профессионализма в деятельности и источником развития личности преподавателя, а также средством воспитания студентов. К коммуникативным относятся способности:

- способность всесторонне и объективно воспринимать человека-партнера по общению;

- способность вызывать у него доверие, сопереживание в совместной деятельности;

- способность предвидеть и ликвидировать конфликты;

- справедливо, конструктивно и тактично критиковать своего товарища по совместной деятельности;

- воспринимать и учитывать критику, перестраивая соответственно свое поведение и деятельность.

Основное средство общения — речь устная и письменная. В научной деятельности, в отличие от педагогической, играет первенствующую роль по сравнению с устной. Объективация результатов научного познания осуществляется, как правило, вначале в письменной речи — в процессе научного общения. Устное изложение результатов исследования в компетентной аудитории является необходимым средством проверки ценности, объективности и доказательности результатов исследования.

Интересно отметить, что коммуникативный компонент способностей — самые гибкие, коммуникативные умения с возрастом перемещаются в сторону регресса.

И, наконец, рассмотрим рецептивно-рефлексивный компонент.

Данный компонент способностей тесно связан с коммуникативным, он обращен к субъекту педагогического воздействия. Рефлексия — осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, предполагает знание того, как другой понимает рефлексирующего. Рефлексия — своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга, при котором рефлексирующий субъект воспроизводит внутренний мир собеседника и с отражением себя.

Рецептивно-рефлексивные способности включают три вида чувствительности.

Чувство объекта. Оно представляет собой особую чувтствительность педагога к тому, какой отклик объекты реальной действительности находят у учащихся, в какой мере интересы и потребности учащихся выявляются при этом, "совпадают" с требованиями педагогической системы с одной стороны, с тем, что им предъявляет в учебно-воспитательном процессе сам педагог. Эта чувствительность сходна с эмпатией и проявляется в быстром, легком и глубоком проникновении в психологию учащихся, в эмоциональной идентификации педагога с учащимся и их активной целенаправленной совместной деятельности.

Чувство меры и такта. Проявляется в особой чувствительности к мере изменений, происходящих в личности и деятельности учащегося под влиянием различных средств педагогического воздействия, какие изменения происходят, являются ли положительными или отрицательными, по каким признакам можно о них судить.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Проблема и задачи исследования детей с задержкой психического развития
Изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) позволило установить этиологию и клинические варианты данной формы отклонения в развитии (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер и др.) Т.А. Власовой и М.С. Певзнер было обращено ...

Проблема социального исключения в сфере образования
Преобразования в сфере экономики, которые были инициированы в начале 90-х годов, в частности, изменение отношений собственности, законов, регулирующих эти отношения, оказали воздействие на развитие всей социальной системы российского общес ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru