В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Следует отметить, что это направление деятельности педагогов школ всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение, но еще недавно оно недостаточно было востребовано обществом, обделено должным вниманием со стороны государства, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания.
Стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависят от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России.
Социально-экономическая ситуация постсоветского периода осветила весьма острую проблему российского общества: многие люди растерялись и оказались не способны адаптироваться к новым условиям. Результат этого – апатия и равнодушие, попытка жить одним днем.
В конце 90-х годов ситуация с приходом к власти Президента В.В.Путина несколько изменилась. Стало ясно, что без грамотных, образованных молодых людей, любящих свою Родину, уважающих своих предков, нам не поднять страну, не вернуть ей могущество и влияние.
Современное состояние патриотического воспитания в школе, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Социологический опрос, поведенный учеными Д.В.Крупницким и К.К.Овсянниковым в школах города Новосибирска и области (научно-методический журнал «Школа» №2, 2004 г.) учащихся старшего звена на тему патриотизма показал реальное состояние патриотического воспитания в школе. Результаты анкетирования позволяют сделать вывод, что положительные тенденции в деле воспитания патриотов неутешительны (см. приложение 1): хотят жить в Росси 11 (52%) человек, учиться – 172 (53%), работать на процветание Отчизны – 125 (38%) и готовых пресмыкаться перед Западом 31 (10%). Все это заставляет нас задуматься.
Мы считаем, что каждый человек, живущий в России должен знать откуда он родом, кто его предки, гордиться традициями своей страны, ее историей, культурой и чувствовать себя частицей большого государства. Поэтому проблема патриотического воспитания должна выйти на достойный уровень.
Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
В проекте Государственной программы «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года» приоритетным направлением является гражданское и патриотическое воспитание. Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре природе своей страны, формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации. Главный результат данного направления воспитания заключается в развитии нравственной и гражданской позиции личности, сознательном предпочтении добра как принципа взаимоотношений между людьми, готовности к саморазвитию и нравственному самосовершенствованию.
Новое о педагогике:
Особенности игровой деятельности детей третьего
года жизни
Многие ученые пытались ответить на трудный вопрос о том, почему дети испытывают огромное удовольствие от своих игр? Почему игры детей изменяются с их возрастом? Остановимся на характеристике, которую дают детской игре советские психологи и ...
Профессиональный опыт
Изучая проблему этапов профессионального пути, нельзя не затронуть вопрос о профессиональном опыте человека. Профессиональный опыт включает сложившиеся мотивационные установки и менталитеты, а также запас профессиональных знаний, умений (п ...