В данное время в педагогических науках, в частности в методике обучения математике, известны многие закономерности процесса обучения, поэтому правомерно говорить о технологии этого процесса. Ясно, что теоретическое осмысление явления, процесса невозможно вне построения его модели. В зависимости от конкретных целей исследования ученые выбирают разные модели исследуемого процесса.
Конструирование модели непременно требует отвлечения от некоторых атрибутов изучаемого феномена. Так, исследуя процесс обучения, авторы его моделей отвлекаются от личности конкретного учителя, которая имеет большое значение в реализации учебного процесса. Процесс обучения математике чаще моделируется системой, компонентами которой являются цели обучения математике, содержание математического образования, методы, формы и средства обучения математике. Закономерные связи между компонентами системы, а также между компонентами и внешней средой образуют теорию обучения математике, обусловленную избирательной моделью процесса обучения и его внешней средой. В данной контексте методику обучения (в узком смысле) можно рассматривать как приложение теории. Цель методики в узком смысле заключается в "переводе" теоретических положений в плоскость конкретных явлений. Технологии обучения, выстроить его этапы, выделить условия их реализации, соотнести с возможностями школьников и т.п. Можно сказать, что теория обучения математике выявляет закономерности функционирования методической системы обучения математике, методика строит их приложения, а технология разрабатывает способы реализации модели этой системы. При таком подходе технология предполагает диагностируемость целей и выявление условий (методов, средств, форм, зависимостей), т.е. проектирование процесса обучения математике, осуществление которого призвано достичь намеченных целей обучения. Таким образом, технология основывается на теории обучения математике и ее приложениях и ее эффективность зависит от уровня их развития.
Технологизация обучения предполагает диагностику, в частности диагностику целей обучения. Последнее предполагает постановку целей обучения так, чтобы можно было проверить их выполнимость.
Технология обучения позволяет эффективно выстраивать процесс обучения, управлять им, получать результаты в соответствии с запланированными целями.
Обобщая все выше сказанное, отметим, что педагогическую технологию отличает два принципиальных момента:
1) технология гарантирует конечный результат;
2) технология является проектом будущего учебного процесса.
Итак, педагогическая технология – это иерархинизированная и упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых гарантирует достижение определенного планируемого результата, в рамках нашей темы – это проект программы двенадцатилетней школы.
Второй вывод: педагогическая технология – это набор технологических процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат.
Очевидно, что приход технологии на смену традиционной методике должен безусловно способствовать большей эффективности учебного процесса. В этом плане устойчивость показателей учебного процесса следует рассматривать как характерологическое качество именно технологии. Тогда неустойчивость показателей вряд ли можно отнести к технологии.
Новое о педагогике:
Функции и виды контроля при обучении иностранному языку
Поскольку функции контроля, рассмотренные выше, по своим наименования соответствуют общедидактическим, то целесообразно рассмотреть их проявление в обучении иностранному языку. Обучающая функция характеризуется серьезными отличиями от анал ...
История появления факультативных курсов
С 1967 года были предложены факультативные курсы двух видов: 1. Дополнительные главы и вопросы систематических курсов основ наук, изучаемые параллельно с занятиями по основному учебному предмету; 2. Специальные курсы, развивающие и дополня ...