Работа над рецензией на рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо". Конспект урока по литературе в 7 классе

Новое в образовании » Изучение творчества Л. Улицкой в школе » Работа над рецензией на рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо". Конспект урока по литературе в 7 классе

Страница 3

Картинка с японцем - символ жестокости мира, насмешки судьбы, ее злая шутка.

Учитель - Следующее составляющее святочного рассказа - совершение чуда. Но чудо не должно быть каким-то сверхъестественным и волшебным. Это чудо человеческих дел, поступков, житейского везения. Какое чудо совершается в рассказе, по вашему мнению?

Ученик (предполагаемые ответы)- Девочки получают то, от чего, по их мнению, зависит их дальнейшая жизнь - капусту.

Учитель - Верно, совершается "капустное чудо". В чем особенность этого сочетания слов "капустное чудо"?

Ученик (предполагаемые ответы)- Соединяются два несопоставимых понятия:

Чудо:

нечто, происходящее под влиянием сверхъестественных сил;

нечто небывалое, необычное, то, что вызывает удивление;

сказочное, необычное;

вызывает общее удивление, восхищение;

удивительное, поразительное.

"Капуста"

Учитель - Такой прием в литературе называется оксюморон. Посмотрим на определение.

Оксюморон - от греч. оxymoron - остроумное - глупое - один из художественных тропов; сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, в результате которого возникает новое смысловое качество.

Какое же новое смысловое качество этого сочетания мы можем выделить?

Ученик (предполагаемые ответы)- Свершение таинства и загадочности чудодейственного свершения намеренно снижается, приземляется. Чудо происходит на земле с людьми и при помощи людей.

Учитель - Кто же подвергается этим чудесным изменениям?

Ученик (предполагаемые ответы)- Изменения происходят с Ипатьевой: в начале появления девочек она была недовольна этим, но в конце рассказа мы видит, слышим, как она переживает за своих воспитанниц

"Ипатьевой дома не было. Она сидела у подружки Кротовой, плакала, утирая слезы кривым ситцевым лоскутом:

- Шура, подумай, ведь два раза к ларьку бегала… Пропали, пропали девчонки мои… Цыгане свели или кто…

- Да найдутся, кому они нужны-то? Сама подумай! - утешала ее Кротова.

- Девчонки-то какие были! Золотые, ласковые… Как же они без меня? А я-то, я-то как без них? - убивалась Ипатьева, комкая промокшую тряпочку."

Она поняла, что жить одна она уже не сможет, осознание самой себя она обретает только сейчас - и это осознание того, что в ней есть еще желание взять на себя ответственность, бремя за другого человека и есть человеческое чудо.

Учитель - Значит, финал рассказа счастливый? Все заканчивается хорошо? Чудо свершилось?

Ученик (предполагаемые ответы)- Нет, финал рассказа открыт, и мы не можем сказать, что произойдет дальше:

"Ипатьевой дома не было. Она сидела у подружки Кротовой, плакала, утирая слезы кривым ситцевым лоскутом:

- Шура, подумай, ведь два раза к ларьку бегала… Пропали, пропали девчонки мои… Цыгане свели или кто…

- Да найдутся, кому они нужны-то? Сама подумай! - утешала ее Кротова.

- Девчонки-то какие были! Золотые, ласковые… Как же они без меня? А я-то, я-то как без них? - убивалась Ипатьева, комкая промокшую тряпочку.

А девочки в темноте выложили на стол капусту, сели, не раздеваясь, на стул и ждали…"

Учитель - Герои нашего рассказа не встречаются, вновь прослеживается мотив ожидания. Кроме того, в конце предложения стоит многоточие. Почему автор оставляет многоточие? Мы уверены, что все закончиться хорошо?

Ученик (предполагаемые ответы)- Нет, у нас есть только надежда, что все закончится счастливо.

Учитель - А это соответствует финалу канонического святочного рассказа?

Подведение итогов.

Учитель - Почему современный автор не хочет нас обнадеживать?

Ученик (предполагаемые ответы)- Жизнь настолько непредсказуема, что автор боится дать нам пустую надежду и вселить в нас легковерие.

Учитель - Почему этого боится автор?

Ученик (предполагаемые ответы)- Легковерный человек слеп, он ведом, и никогда не сумеет обрести самого себя. Человек, не познавший самого себя, не может нести бремя другого человека.

Учитель - Кто какое несет бремя ответственности в рассказе?

Ученик (предполагаемые ответы)- Ипатьева. Девочки (их необходимость в Ипатьевой). Автор.

Автор несет бремя ответственности за читателя. Автор должен научить читателя встрече с жизнью, а в жизни нет заведомо верных решений и абсолютно счастливых финалов.

Учитель - Такая тенденция трактовки жизненных устоев сформировалась только сейчас или уже были подобные произведения? Назовите примеры из прочитанных ранее произведений.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Философия физики
Физика как наука появилась лишь благодаря тому, что ее создатели, Галилей, Ньютон, Гук, Гюйгенс, Эйлер, Лаплас, Фарадей, Максвелл и многие другие исследователи, придерживались некоторых изначальных философских принципов и правил делания на ...

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на занятиях по музыкальному воспитанию
Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям люб ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru