Подводя небольшой итог, можно сделать вывод, что народные игры предоставляют большую возможность для детской деятельности. Дети активны и являются непосредственными участниками игрового действия, поэтому вся информация, необходимая для социализации детей и получаемая ими в процессе игры, усваивается тоже активно и прочно.
Для успешной социализации ребёнка необходим процесс познания самого себя, который выражается в получении представлений ребёнка о себе, как о человеке, о его взаимодействиях с другими людьми, его мысли, чувства.
Существует ряд народных игр, основанных на небольших простейших попевочках. Эти игры дают возможность окружить малыша любовью взрослых, заботой, вниманием, научить его радоваться жизни, положить основу доверительных отношений с людьми.
В раннем и дошкольном детстве дети начинают познавать человеческие отношения. В это время формируется ребёнок как личность, становится его характер. Поэтому взрослые, играя с ребёнком, помогают ему познавать и осознавать как себя, так и своё окружение, создавая условия для его самостоятельной игры.
Рассмотрим как разновидность игр с детьми народные пестушки и потешки. Пестушками взрослые сопровождают уход за ребёнком, а потешки – это игры взрослого с ребенком, с его ладошками, пальчиками. Они помогают установлению и формированию добрых, доверительных отношений между ребенком и взрослыми. Главное в этих отношениях – проявить любовь к ребёнку, расположить его к себе. При этом взрослые активно используют жесты поглаживания, которые помогают установить контакт с ребенком, наполняют отношения спокойствием, добрыми чувствами, снимают напряжённость, отчуждённость. Дети тоже выполняют движения в соответствии с текстом потешки сначала по показу взрослого, а потом и самостоятельно. Благодаря разнообразию потешек и пестушек, ребёнок обогащается эмоционально, учится выражать эмоции, адекватные содержанию текста. Это может быть радость, удивление, насмешка, обида и т.д. Также ребёнок знакомится с выразительными жестами, с разнообразием мимики.
Ласковые пестушки, обращение к ребёнку помогают в воспитании. Например, мама приговаривает:
«Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький».
Народное слово может помочь утешить ребёнка:
«Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесёт орешки
Для нашей потешки».
При это мать (или взрослый) передаёт ребёнку всю свою доброту, ласку, успокаивает его.
Пестушки, потешки могут быть обращены к разным частям тела ребёнка: к ладошкам, пальчикам, ручкам, глазкам, головке, ножкам и т.д. Это помогает малышам усвоить строение своего тела, изучить его возможности: ладошки могут хлопать, ножки топать, ушки слышать и т.д. На вопрос «Где наши глазки?» ребёнок отвечает показом: «Вот они!» Также попевки стимулируют детей: «Ручками мы хлопнем – да, да, да! Ножками мы топнем – да, да, да!»
Разнообразны народные игры с пальчиками. В них не только развивается мелкая моторика, но и происходит косвенное знакомство детей с различной деятельностью:
«Ивану-большаку – дрова рубить,
Ваське – указке – воды носить,
Мишке – соседке – печи топить,
Гришке – сиротке – кашу варить,
Крошке – Тимошке – песни петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать».
Таким образом, народные пестушки, потешки помогают социализации ребёнка, включая его в процесс активного познания себя, развивая умение выражать эмоции, развивая доверительное отношение к взрослым.
Так как предметный мир имеет большое значение для социализации детей, то
рассмотрим игры, которые помогают детям ориентироваться в окружающем мире,
вызывают желание познавать его.
Игры с предметами развивают у детей умение действовать с предметами. Наиболее популярны народные игры с мячом. Игры с мячом разнообразны. Это игры-состязания, например, «Зевака», «Гонка мяча по улице», игры, которые построены на определённом сюжете, в которых не просто развиваются сила, ловкость, различные умения, а дети выступают в какой-либо роли (игры «Охотник», Защищай город», «Сторож», «Зайчик» и другие).
Предметный мир важен для сюжетно-ролевых игр. Используя народные атрибуты, например, куклы, орудия труда, дети воспроизводят в своей игре жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая игра является отражением взрослого мира, и различные предметы, используемые детьми в игре (мебель, предметы обихода и другое), придают ей большее сходство с жизнью взрослых.
Флерина отмечает игры с куклами, среди которых игра «В семью». Для этой игры необходимы куклы, изображающие маленьких детей. Здесь детьми усваиваются навыки культурного быта, семьи, присутствует элемент подражания матери в её заботе о ребёнке.
Новое о педагогике:
Психологические основы развития словарной работы
Среди многочисленных работ ключевое место в психологической теории Льва Семеновича Выготского занимает монография "Мышление и речь". Объединением двух понятий, вынесенных в название своего научного труда, Л.С. Выготский обозначил ...
Обучение в рамках модульного подхода, основанного на компетенциях
Обучение в рамках модульного подхода, основанного на компетенциях, принципиально отличается от традиционного. Основные характеристики Обучение, основанное на компетенциях Традиционное обучение Методы обучения Активные, ориентированные на о ...