Значение эмоциональных факторов в борьбе с утомлением и усталостью. Регулирующие и трофические воздействия центральной нервной системы на все органы и ткани, в том числе на скелетные мышцы и нервные центры, обусловливают повышение их функционального состояния и тем самым стимулирование работоспособности организма при утомлении. Влияния центральной нервной системы через вегетативные нервы непрерывно участвуют в регуляции физиологических процессов во время работы. Однако стимулирующее значение этих влияний особенно ярко проявляется в том случае, если работе предшествует или ее сопровождает положительное эмоциональное возбуждение.
Известно, что эмоциональное возбуждение может понизить ощущение усталости, «снять» уже наступившее утомление, вызвать отчетливое повышение работоспособности. Эмоциональное состояние человека связано с возбуждением в первую очередь коры больших полушарий и подкорковых вегетативных центров. Рефлекторно возникающие импульсы от коры больших полушарий и других отделов центральной нервной системы обусловливают через вегетативные нервы мобилизацию функций организма, что сказывается в повышении работоспособности. Влияния нервных центров на органы и ткани, осуществляемые через вегетативные нервы, подкрепляются действием гуморальных факторов — гормонов, выделяемых железами внутренней секреции, иннервируемыми также вегетативными нервами. Особое значение здесь имеет гормон надпочечников — адреналин, а также как показали последние исследования, гормоны гипофиза и щитовидной железы.
Эмоциональное возбуждение, возникающее условнорефлекторным путем на спортивных занятиях или соревнованиях, может явиться естественным фактором борьбы с утомлением, естественным средством повышения работоспособности. Различные формы общественного поощрения, воодушевляющие призывы, одобрение товарищей — все это оказывает сильное воздействие на эмоциональную сферу спортсмена.
Но не всякое эмоциональное возбуждение способствует устранению явлений утомления и усталости. Эмоции отрицательного характера, связанные с угнетением функций нервной системы, не только не устраняют, но в некоторых случаях даже способствуют развитию утомления. Чрезмерно сильное эмоциональное возбуждение, способствуя снятию утомления в первый момент, в дальнейшем иногда также может сопровождаться явлениями, характерными для сильного утомления.
Развитие утомления, несомненно, зависит от отношения к спортивным занятиям. Если по каким-либо причинам имеет место отрицательное отношение к мышечной работе, то в этом случае она, как правило, отличается большей утомляемостью.
Положительная трудовая установка обеспечивает наибольшую работоспособность, а также наиболее длительное поддержание высокой работоспособности без чувства усталости.
Влияние на работоспособность некоторых пищевых веществ и витаминов.
Нормальное питание, т. е. снабжение организма всеми необходимыми органическими и неорганическими веществами является важным условием поддержания работоспособности на высоком уровне. Недостаточное или неправильное питание может способствовать быстрому наступлению утомления и усталости во время работы.
Прием углеводов (сахара) снижает утомляемость при выполнении работы умеренной интенсивности и большой длительности. Принятием сахара на дистанции восполняются затраты углеводов во время работы, при заблаговременном же приеме создается дополнительный резерв их в организме. Положительное влияние приема сахара непосредственно во время работы объясняется еще действием его как вкусового вещества.
Чистый сахар, а также конфеты, сладкие и кисло-сладкие фруктовые соки, шоколад и другие продукты приятного вкуса, даже в очень небольшом количестве, могут вызывать заметное — в большинстве случаев кратковременное — уменьшение чувства усталости и увеличение работоспособности. Механизм такого влияния вкусовых веществ заключается в рефлекторном воздействии со слизистой оболочки полости рта на функциональное состояние центральной нервной системы.
Новое о педагогике:
Культураобщения как составной компонент культуры поведения
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» сформулированы задачи и содержание нравственного воспитания в целом и его составной части воспитания культуры поведения с учётом возрастных особенностей. В структуре программы также заложе ...
Актуальные проблемы развития человечества
В настоящее время, как считает Н. Н. Моисеев, человечество стоит на пороге третьей перестройки своего эволюционного процесса. Действительно, проблема вымирания человечества вновь стала актуальной. Катастрофическое состояние экологии плане ...