Следует учесть, что 10—15% людей либо совсем не обнаруживают реакции на фенамин, либо дают даже отрицательную реакцию в виде понижения работоспособности, потливости, потери веса, головной боли, изнуряющей бессонницы, раздражительности. В силу этого необходимо предварительное испытание лиц на действие стимулятора.
Применение фенамина, кофеина и других фармакологических стимуляторов в обычной спортивной практике не может быть одобрено. Необходимо приучать спортсмена рассчитывать на качества, вырабатываемые тренировкой, а в эмоциональном возбуждении при спортивных занятиях и соревнованиях видеть естественное мощное средство повышения жизненных сил.
Главным и основным средством повышения работоспособности в спорте является тренировка, а самым эффективным средством экстренного стимулирования работоспособности — естественное эмоциональное возбуждение.
Процессы, лежащие в основе утомления, многообразны и сложны. Природа утомления до настоящего времени остается недостаточно изученной. Невозможно определенно указать, является ли состояние утомления следствием расходования каких-либо веществ или оно зависит от накопления продуктов обмена, от блокирования определенных этапов распада и ресинтеза энергетически важных веществ, от изменения ритма протекающих процессов (интервала возбуждения), от развития нервного торможения, от каких-либо определенных комбинаций всех этих явлений или других процессов. Одни исследователи считают, что процесс утомления развивается в самом периферическом деятельном органе, другие - локализуют этот процесс исключительно в центральной нервной системе, третьи - придают особое значение вегетативной нервной системе. Высказывается мнение, что утомление всего организма зависит от изменений в системе кровообращения, а также целый ряд других сообщений и предположений. Основными причинами, задерживающими развитие знаний о процессах утомления, являются: 1) отсутствие единого общего понимания этих процессов и 2) отсутствие метода, дающего возможность измерить степень отклонения функции утомленного органа от нормы.
Утомление – процесс, обусловленный временными изменениями состояния периферических рабочих систем, а в ряде случаев, в частности в спорте, - нарушениями относительной стабильности внутренней среды организма. Эти изменения, в свою очередь, поддерживают функциональные изменения в центральной нервной системе. Утомление выражается в появлении чувства усталости, снижении работоспособности, уменьшении мышечной силы, нарушении координации движений. Особенно выраженное утомление наступает после выполнения максимальных тренировочных и соревновательных нагрузок. В этом случае частая смена процессов возбуждения и торможения в нервных центрах даже хорошо тренированных лиц утомительна. В нервных клетках при такой деятельности быстро развивается охранительное торможение; сила возбудительного процесса и подвижность нервных процессов при этом уменьшаются. Изменения в нервных центрах сопровождаются изменениями функционального состояния мышц, что еще больше ускоряет нарушение слаженной деятельности организма. Как следствие этого, работоспособность резко падает, и необходим определенный промежуток времени (часто довольно продолжительный) для того, чтобы она полностью восстановилась.
В развитии утомления, особенно состояний перенапряжения, перетренированности, переутомления, встречающихся довольно часто в спортивной практике, имеют место механизмы нарушения корковой нейродинамики. В частности, происходит разлад моторно-висцеральных интеграции (разрегулирование функций) в результате воздействия неблагоприятного внешнего фактора — чрезмерной мышечной нагрузки, превышающей функциональные возможности организма. Максимальная физическая нагрузка, выполненная на фоне утомления от предшествующей мышечной работы, приводит к своеобразной «сшибке» нервных процессов, что ведет к функциональному нарушению деятельности центральной нервной системы — неврозам. Именно эти глубокие сдвиги в нейродинамике на фоне утомления при форсированной работе и лежат в основе функциональных расстройств, выражающихся в различных конкретных нарушениях регуляторных механизмов отдельных функций. Данное состояние может также наблюдаться после выполнения однократной чрезмерной физической нагрузки, превышающей возможности организма, у недостаточно тренированных спортсменов или на фоне сниженного функционального потенциала организма после перенесенного в недалеком прошлом заболевания (тонзиллит, грипп, катары верхних дыхательных путей и т. п.), что также часто наблюдается в спортивной практике.
Новое о педагогике:
Воспитание ловкости
Ловкость-это комплекс свойств организма, определяющих возможность быстро и правильно решать двигательные задачи, особенно те, которые возникают неожиданно и требуют немедленного решения. Сюда входит способность к быстрому освоению новых дв ...
Антрополого-педагогическая основа педагогики м. Монтессори
Сущность идеи свободного воспитания в педагогике (понятие, принципы). Свободное воспитание - направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освое ...