Профилактика социальной запущенности учащихся

Страница 1

Успешность обучения детей в школе зависит от многих факторов. Важнейшими среди них являются компоненты психологической готовности:

— уровень развития познавательных процессов (мышление, внимание, память);

— уровень развития волевой сферы (произвольность, усидчивость, старательность);

— уровень развития тонкой моторики.

Проводимое при наборе детей в школу психологическое тестирование ставит задачу отследить детей, имеющих низкий уровень готовности к обучению с целью своевременного оказания необходимой психологической и педагогической поддержки.

запущенность ребенок коррекция личность

Таблица 4

Сопоставительный анализ готовности детей к школе по классам, в % (исследование Н. Н. Кушнаревой в Ростовской СШ № 83, 1999 г.)

Класс

Уровни готовности

высокий и выше среднего

средний

ниже среднего и низкий

1 а

56

29

17

1 б

39

39

22

1 в

38

54

8

1 г

9

56

35

1 д

66

34

Среднее значение

28

48,8

23,2

Преобладание средней, низкой и крайне низкой готовности детей к школе побуждает нас вести мониторинг их адаптации к обучению.

Адаптация — постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого приспособления. Школьная адаптация — приспособление ребенка к новой системе социальных условий, к новым межличностным отношениям, к новым требованиям, в том числе когнитивным, новым видам деятельности, новому режиму жизнедеятельности. Успешная адаптация в начальной школе является залогом успешного психического, личностного и социального развития.

В педагогической практике оправдали себя следующие этапы работы по адаптации:

1. Диагностика учащихся первых классов на предмет успешности адаптации к начальной школе (конец 1 четверти).

1.1. Опрос педагогов, работающих в классах, на предмет выявления плохо адаптированных учащихся.

1.2 Тестирование детей:

а) мотивация учения;

б) рисунок «Что мне больше всего нравится в школе»;

в) изучение самооценки (шкалы: «Здоровье», «Характер», «Счастье», «Ум» Дембо—Рубинштейна).

2. Выявление по результатам диагностики детей, плохо адаптирующихся к школе.

3. Коррекция процесса адаптации — тренинг с такими учащимися для создания условий успешной адаптации (II — III четверть).

Задачи коррекции:

— развитие когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения;

— развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления оптимальных отношений со сверстниками и педагогами;

— формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции, устойчивой адекватной самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

4. Повторное тестирование с целью определения успешности коррекционных мероприятий.

Например, в 2009 году было проведено повторное тестирование первоклассников в ноябре, и результаты активной работы педагогов с учащимися стали очевидны (табл. 5).

Таблица 5. Степень адаптации учащихся к школе (в ноябре 2009 г.)

Класс

Уровни готовности

высокий

средний

низкий

1 а

65

26

9

1 б

76

5

19

1 в

74

19

5

1 г

52

48

0

1 д

60

40

0

Ср. показатель

65,8

27,6

6,6

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Праздники и развлечения. Сущность, структура и особенности проведения совместных родительско - детских праздников
Праздник - это радость, веселье, творчество, которое разделяют взрослые и дети. Праздники и развлечения -это окно в мир чудес, сказки, интересных игр, музыки и поэзии. Не удивительно, что именно праздники входят в жизнь ребенка, как яркое ...

Характеристика государственного образования в России начало IХ конец ХХ века
Начало XIX в. стало временем проведения крупных ре­форм в образовании. В 1802 г. создано Министерство народного просвещения, которое приступило к разработке реформы образования в России. В 1804 г. опубликован «Устав учебных заведений, подв ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru