Характеристика факультативного курса

С 1967/1968 учебного года в 7-10 классах средней школы введены факультативные занятия по выбору учащихся. Цель факультативных занятий – расширение, углубление знаний, развитие интересов и способностей учащихся в избранных ими областях знаний и воспитание у них определенных навыков самостоятельной работы.

Специфика факультативных занятий разрешает определенную автономность содержания факультативного курса, отличающуюся более законченной систематичностью изложения материала с учетом особенностей данного раздела. Эту систематичность не обязательно связывать с традиционной систематичностью, принятой в школе при изучении основ наук, можно использовать другую последовательность изложения и формирования новых знаний, если последние раскрываются более всесторонне и органичнее связываются с уже известными понятиями.

Факультативные курсы, несмотря на всё более глубокую дифференциацию обучения в современной школе, не потеряли своей актуальности в школьном образовании и в наше время.

Организация факультативных занятий в условиях дифференциации образования позволяет успешно реализовать на практике один из важнейших принципов современной дидактики – индивидуализацию обучения. При единых обязательных требованиях в любом типе учебных заведений факультативные курсы позволяют дать каждому учащемуся интеллектуальную нагрузку, соразмерную его способностям, более полно удовлетворить его познавательные и жизненные интересы.

Наличие факультативных курсов в школе в настоящее время поддерживает и гибкая структура школьных учебных планов, которые разрабатываются на местах и обладают следующими характеристиками:

гибкость: предполагает включение в учебный план нескольких самостоятельных, относительно независимых курсов учебных дисциплин;

интеграция: предполагает интегрирование смежных предметов;

дифференциация: включает различные варианты блоков учебного плана, варьирования состава предметов и времени на их изучение, введение свободно выбираемых предметов, факультативов;

унификация: содержание и объем отдельных учебных предметов разрабатывается в зависимости от функционального их назначения для определенных профилей;

гуманизация: ориентация на знания не как на самоцель, а как на условие для развития ребенка.

Наличие факультативных и элективных курсов по самостоятельному поиску работы – это еще одна возможность подготовки школьников к самостоятельному трудоустройству в дальнейшем, к успешному интегрированию в современном обществе.

При разработке курса следует учитывать:

в каких классах (с какой специализацией) планируется проведение занятий;

в каком объеме в них изучается выбранная для курса тема;

в каком порядке целесообразно рассматривать программный и факультативный материал.

Все эти особенности должны быть учтены при выборе содержания факультативных занятий.

Новое о педагогике:

Понятие жертвы преступления
В современной юридической и социологической литературе достаточно долгое время шли дебаты об определении понятия жертвы преступления. Ряд авторов, основываясь на положениях действующего уголовно-процессуального законодательства и материаль ...

Методика ознакомления с литературными произведениями детей раннего возраста
С 1,5 лет для развития речи малышей начинает проводиться занятия с использованием художественного слова - знакомством с миниатюрными произведениям народного творчества, с доступными для детей авторскими произведениями. На основе ритмико-ме ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru