Важнейшая задача школы — формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать.
Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и, прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов.
В современной системе профильного обучения большая часть выпускников, так или иначе, самостоятельно или под руководством взрослого, выбирает направление своего будущего профессионального пути к 10-11 классу. И вот он ли она решили стать врачом (юристом, дипломатом, учителем, технологом и др.). Вступительные испытания в вузы пройдены, они становятся студентами.
Но если вначале семидесятых студент мог, пусть и весьма скромно, но всё-таки жить на свою стипендию, в данное время стипендиальные выплаты настолько скромны, что считать их значительной материальной поддержкой для молодого человека просто невозможно. Так же число бюджетных мест в высших учебных заведениях, к сожалению, невелико. Поэтому больший процент выпускников школ продолжает своё обучение на договорной, то есть коммерческой, основе. В связи с этим родители студента зачастую не могут далее обеспечивать ему прежний уровень жизни, как-то: покупка модной одежды, посещение развлекательных мероприятий (концертов, клубов и др.), приобретение косметики, компьютерной техники, поездки в отпуск и так далее.
Материальные взаимоотношения с отпрыском-студентом во многих случаях сводятся к обеспечению тем, без чего витально невозможно обойтись: крыша над головой, еда, минимум одежды, проездной билет. Если студент желает получить что-то сверх этого – встаёт вопрос о поиске возможности заработать самостоятельно.
У некоторых вчерашних школьников потребность в самостоятельном заработке появляется уже в первые месяцы после окончания школы. Более того, отдельную категорию выпускников, нуждающихся в заработке, составляют обучающиеся, по каким-либо причинам не поступившие в ВУЗы и СУЗы. Так, в 2009-2010 г. за помощью в поиске работы в Мурманский областной центр занятости обратилось 103 выпускника данной категории из разных школ города Мурманска.
Вопрос поиска возможности заработать – неотъемлемая составляющая жизни любого молодого человека. Причём, во временном или постоянном трудоустройстве, с частичной или полной занятостью нуждаются все четыре категории вчерашних школьников:
- студенты дневных отделений ВУЗов и СУЗов,
- студенты вечерних и заочных отделений,
- выпускники, по тем или иным причинам не поступившие для продолжения образования в учебные заведения профессиональной направленности,
- студенты, отчисленные из ВУЗов и СУЗов или находящиеся в академическом отпуске по семейным обстоятельствам.
Хорошо, если на помощь приходят родственники, знакомые, старшие друзья. Гораздо труднее устроиться на работу самостоятельно. Но и в первом, и во втором случае нужно не только достойно представить себя, составить резюме, но и быть готовым к тому, что соглашаться в большинстве случае придётся на работу официанта, промоутера, дворника, разносчика газет, продавца, санитара и пр. То есть заниматься так называемым неквалифицированным трудом. Вот тут-то и возникает противоречие между профессиональным самоопределением, которому так много времени уделялось в школе, и объективной действительностью, к которой выпускник 11-го класса оказывается не готов.
В сентябре 2009 г. нами был проведён соцопрос, в котором принимали участие 28 обучающихся 11-х классов МОУ г. Мурманска гимназии № 8, 24 обучающихся 11-х классов МОУ г. Мурманска гимназии № 2, 37 обучающихся Мурманского политехнического лицея (всего опрошено – 89 человек). На вопрос, собираются ли они устроиться на работу в первые месяцы после окончания школы, «да» ответили 15 человек, что составляет 13,4 % от общего числа участников опроса, через год после окончания школы собирается работать – 31 человек (26,7 %), через два или три года собираются приступить к работе 25 человек (22,3%), 18 одиннадцатиклассников собираются начинать трудовую деятельность после получения профессионального образования. На вопрос о том, было бы полезно, ещё обучаясь в школе, овладеть знаниями о том, как в будущем устроиться на работу, 89,9 % опрошенных ответили утвердительно.
Так же нами было проведено социологическое исследование в форме опроса среди студентов дневного отделения Факультета мировой экономики и международных отношений ФГОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет».
Из 139 студентов, участвующих в опросе, 106 (77 %) оцениваю уровень знаний, полученных ими в школе в области возможностей будущего трудоустройства, путях и методах успешного поиска работы как недостаточный. Из 47 студентов, имевших на момент проведения опроса опыт неудачного трудоустройства, 87% считают, что если бы они обладали достаточным уровнем знаний о технологиях трудоустройства, правилах самопрезентации и составления резюме, а также ведения телефонных переговоров и личных собеседований с работодателем, то им бы удалось получить желаемую работу.
Встаёт вопрос о необходимости создания программы подготовки выпускника к самостоятельному поиску работы, актуальность разработки которой подтверждается спецификой самой современной действительности. Реализация данной программы в рамках факультатива для обучающихся 11-х классов не только поможет им овладеть современными технологиями поиска работы, но и поможет сформировать позитивное отношение к труду, установить позитивные взаимоотношения с членами трудового коллектива, с уверенностью смотреть в своё «взрослое» будущее.
Цель исследования заключается в разработке программы факультатива «Основы самостоятельного поиска работы выпускника школы» для общеобразовательных учреждений.
В работе были поставлены следующие задачи:
Провести анализ литературы по исследуемой теме;
Разработать программу факультативного курса «Основы самостоятельного поиска работы выпускника школы» для 11-х классов;
Апробировать программу разработанного факультатива;
Провести анализ и синтез теоретической обобщенности результатов исследования.
Объектом исследования выступает факультативная подготовка учащихся общеобразовательных школ.
Предметом исследования является процесс разработки программы факультативного курса для общеобразовательных учреждений « Самостоятельный поиск работы выпускника школы».
Гипотеза исследования заключается в том, что если в педагогическую практику общеобразовательных школ ввести факультатив « Самостоятельный поиск работы выпускника школы», то учащиеся будут иметь более высокий уровень знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного поиска работы в будущем.
Основными методами исследования стали: изучение и анализ литературы по теме исследования, наглядные методы, практические методы, анализ и синтез теоретической обобщенности результатов исследования.
Исследование проводилось в 3 этапа:
1 этап – теоретический – был посвящен определению проблематики, поиску и анализу литературы по теме, формулировке целей, задач и гипотезы, отбору методов исследования;
2 этап – экспериментальный – был связан с разработкой самой программы факультативного курса «Основы самостоятельного поиска работы»; проведением экспериментальной работы, количественным и качественным анализом данных;
3 этап – обобщающий – включал формулировку выводов, рекомендаций, а также техническое оформление работы.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении и структурировании накопленных в литературе сведений по теме дипломного проекта.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты исследования позволяют выяснить, что реализация предлагаемой программы на практике позволяет повысить уровень знаний, умений, навыков выпускников школы в области подготовки к самостоятельному поиску работы. Материалы эксперимента могут быть полезны учителям технологии, педагогам дополнительного образования, сотрудникам социально-воспитательной службы, студентам педагогических вузов.
Цель современной школы - развитие личности учащегося, формирование его ценностного сознания. Ее невозможно достичь без ориентации подростков на значимые для него ценности, без развития духовного мира школьника, его нравственной и эстетической воспитанности.
Полноценная познавательная деятельность школьника выступает в обучении главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости.
Дополнительное образование в школе, а значит, и наличие факультативных курсов позволяет, во-первых, создать широкий общекультурный, эмоционально значимый для ученика фон усвоения различных направлений стандарта общего образования и, во-вторых, предметно ориентировать его в таких областях деятельности, которые будут содействовать определению его жизненных планов.
Новое о педагогике:
Реформирование во время и после перестройки
Перестроечное же реформирование изначально было нацелено на разрушение сложившейся системы образования. Причём это открыто провозглашалось в докладе тогдашнего министра Э.Д. Днепрова "Развитие образования в России" (1992 г.). Осн ...
Формирование у младших школьников навыков правильного произношения,
постановки ударения и интонации
Правильное произношение – необходимое условие успешного овладения языком. С первого года обучения следует развить у учащихся слухо-произносительные навыки, которые лежат в основе формирования всех видов речевой деятельности. Поэтому для 2 ...