Групповое (один говорит и несколько человек слушают).
Коллективное (каждый с каждым общается по очереди, в паре). Для обозначения такого общения используется термин «общение в парах сменного состава». У А.Г. Ривина этот вид общения называется «сочетательный диалог», в литературе встречаются названия «динамические пары», «диалогические сочетания».
Поскольку диалог занимает главное положение в общении между людьми (дома, в семье, – сначала с одним, а потом с другим, третьим членом семьи, с другом), то такой вид называют также «естественным общением».
Данные виды общения образуют четыре организационные формы обучения:
1. Индивидуальная (главный вид общения – опосредованное общение).
2. Парная (общение в парах постоянного состава).
3. Групповая (общение в группе).
4. Коллективная (общение в парах сменного состава).
Все эти организационные формы обучения определяют способы обучения – это осуществление учебного процесса в целом, через определенную структуру общих организационных форм, причем одна из них является ведущей:
Индивидуальный способ обучения (ИСО). Организуется с использованием индивидуальной и парной организационных форм. Ведущая – парная организационная форма.
Групповой способ обучения (ГСО). Этот способ организуется с использованием индивидуальной, парной и групповой организационных форм. Ведущая – групповая организационная форма.
Коллективный способ обучения (КСО). Включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Ведущая – коллективная организационная форма.
Коллективный способ обучения не может быть принят сразу. Для целенаправленного осуществления на практике перехода к КСО выделяются промежуточные этапы переходного периода: использование различных приёмов работы в парах, организация коллективных занятий по отдельным предметам в рамках класса.
Специфика коллективного способа обучения состоит в соблюдении следующих принципов:
наличие сменных пар учащихся;
взаимообучение;
взаимоконтроль;
взаимоуправление.
Однако в условиях образовательного процесса в начальной школе существует своя специфика применения коллективного способа обучения. Так, например, я не считаю эффективным применение групповой работы и работы в парах сменного состава с первых уроков первого класса. Постепенно учителю следует вначале самому формировать микрогруппы, с учетом межличностных отношений учащихся. Надо постоянно индивидуально работать с учеником, нежелающим обучаться в паре, группе. Класс лучше разбивать на группы, в пределах которой идет взаимообучение в парах сменного состава.
В основе КСО лежат определённые дидактические принципы. В работе с учащимися начальных классов я опираюсь на следующие:
принцип завершенности обучения: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;
дифференциации: каждый из обучаемых может работать согласно своим способностям и возможностям;
всеобщего сотрудничества и взаимопомощи: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;
разноуровневости: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;
Новое о педагогике:
Сущность и содержание развития творческого потенциала
школьника
Для исследования является важным определить понятие «сущность». Под сущностью в философии понимается внутреннее содержание предмета, выражается в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. В чем же состоит внутреннее соде ...
Формы индивидуализации обучения
Учебный процесс в общеобразовательной школе обеспечен рядом дидактических форм, методов и средств. Организационно осуществить индивидуализацию учебной работы можно, используя на практике различные формы индивидуализации. Гладких В.И. выдел ...