Научно-методическое обоснование

Страница 2

Групповое (один говорит и несколько человек слушают).

Коллективное (каждый с каждым общается по очереди, в паре). Для обозначения такого общения используется термин «общение в парах сменного состава». У А.Г. Ривина этот вид общения называется «сочетательный диалог», в литературе встречаются названия «динамические пары», «диалогические сочетания».

Поскольку диалог занимает главное положение в общении между людьми (дома, в семье, – сначала с одним, а потом с другим, третьим членом семьи, с другом), то такой вид называют также «естественным общением».

Данные виды общения образуют четыре организационные формы обучения:

1. Индивидуальная (главный вид общения – опосредованное общение).

2. Парная (общение в парах постоянного состава).

3. Групповая (общение в группе).

4. Коллективная (общение в парах сменного состава).

Все эти организационные формы обучения определяют способы обучения – это осуществление учебного процесса в целом, через определенную структуру общих организационных форм, причем одна из них является ведущей:

Индивидуальный способ обучения (ИСО). Организуется с использованием индивидуальной и парной организационных форм. Ведущая – парная организационная форма.

Групповой способ обучения (ГСО). Этот способ организуется с использованием индивидуальной, парной и групповой организационных форм. Ведущая – групповая организационная форма.

Коллективный способ обучения (КСО). Включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Ведущая – коллективная организационная форма.

Коллективный способ обучения не может быть принят сразу. Для целенаправленного осуществления на практике перехода к КСО выделяются промежуточные этапы переходного периода: использование различных приёмов работы в парах, организация коллективных занятий по отдельным предметам в рамках класса.

Специфика коллективного способа обучения состоит в соблюдении следующих принципов:

наличие сменных пар учащихся;

взаимообучение;

взаимоконтроль;

взаимоуправление.

Однако в условиях образовательного процесса в начальной школе существует своя специфика применения коллективного способа обучения. Так, например, я не считаю эффективным применение групповой работы и работы в парах сменного состава с первых уроков первого класса. Постепенно учителю следует вначале самому формировать микрогруппы, с учетом межличностных отношений учащихся. Надо постоянно индивидуально работать с учеником, нежелающим обучаться в паре, группе. Класс лучше разбивать на группы, в пределах которой идет взаимообучение в парах сменного состава.

В основе КСО лежат определённые дидактические принципы. В работе с учащимися начальных классов я опираюсь на следующие:

принцип завершенности обучения: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;

дифференциации: каждый из обучаемых может работать согласно своим способностям и возможностям;

всеобщего сотрудничества и взаимопомощи: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;

разноуровневости: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Сущность и содержание развития творческого потенциала школьника
Для исследования является важным определить понятие «сущность». Под сущностью в философии понимается внутреннее содержание предмета, выражается в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. В чем же состоит внутреннее соде ...

Формы индивидуализации обучения
Учебный процесс в общеобразовательной школе обеспечен рядом дидактических форм, методов и средств. Организационно осуществить индивидуализацию учебной работы можно, используя на практике различные формы индивидуализации. Гладких В.И. выдел ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru