Использование коллективного способа обучения как средство формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников

Новое в образовании » Использование коллективного способа обучения как средство формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников

На современном этапе развития общества социальный заказ школе изменился: традиционная характеристика качества образования как определённого уровня полученных знаний сменяется ориентацией на иной результат – компетентность в различных сферах жизнедеятельности, устойчивая мотивация к обучению в течение всей жизни, к профессиональному и личностному росту. Формирование компетенций учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования. Компетентностный подход можно рассматривать как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём за счёт дальнейшего увеличения объёма информации, подлежащей усвоению. Образование, ориентированное только на получение готовых знаний направлено в прошлое. В современном меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества личности, как инициативность, коммуникабельность, мобильность, гибкость, динамизм, конструктивность, умение и желание постоянно учиться.

Проблема формирования учебно-познавательной компетенции в различных аспектах рассматривалась в трудах педагогов и психологов. Проблемы формирования познавательной активности получили освещение в трудах Г.И. Щукиной и Т.И. Шамовой. Психологической основой послужили положения теории деятельности, разработанные в трудах психологов А.Н. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна, М.В. Демина, Л.И. Божович и другие. Психологические аспекты познавательной деятельности изучались Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтъевым, Л.С. Рубинштейном, А.С. Выготским, В.П. Зинченко, и другими.

В педагогике современной начальной школы достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно-ориентированного обучения (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и др.). Однако в педагогической литературе, как правило, не связывают формирование учебно-познавательной компетенции с коллективным способом обучения, который заключает в себе, по моему мнению, большой потенциал, не достаточно используемый учителями.

На протяжении многих десятилетий учителя делают попытки наладить сотрудничество школьников в процессе их обучения. Я поняла, чтобы ввести в ежедневную практику моих учеников сотрудничество, взаимопомощь и взаимопроверку, необходимо организовать их совместную деятельность при изучении различных учебных предметов через коллективный способ обучения. Ученые доказали, что человек запоминает:

20% – от того, что услышал

30% – от увиденного

50% – от услышанного и увиденного

70% – от того, что обсудил с другими

80% – от того, что испытал на опыте

90% – того, что освоил в практике, научил еще кого-то.

Таким образом, актуальность коллективного способа обучения определяется тем, что он предлагает путь разрешения указанных проблем и противоречий современного образования, т.к. именно такой способ обучения посредством сочетания различных организационных форм обеспечивает успешность учения каждому ребенку.

Новое о педагогике:

Принцип сенситивности
Дидактический материал Монтессори по своей структуре и предметной логике соответствует сензитивным периодам развития ребенка. Монтессори выделяла шесть основных сензитивных периодов в развитии детей до шести лет: СП развития движений (0-6 ...

Психолого-лингвистические особенности аудирования
Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи. С точки зрения психофизиологии аудирование трактуется как перцептивная умственная мнемическая деятельность. Перцептивная потому, что осуществляется восприятие (рецепция). Умственная ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru