Условия, при которых создавался опыт и результативность

Страница 1

Данный опыт формировался в работе учителем начальных классов ГУО «Гимназия №36 г. Минска» на протяжении последних 3 лет. В работе с любым детским коллективом есть свои трудности и проблемы. В моём классе психолого-диагностические исследования показали невысокий уровень мотивации к учебной деятельности уже в 1 классе. Во 2 классе 82% учащихся продемонстрировали достаточный уровень обученности, 18% средний и низкий и ни одного учащегося с высоким уровнем обученности. Кроме того, треть учащихся моего класса имели различные нарушения речи и занимались у логопеда. Познавательные интересы моих учеников простирались в основном в области природоведения, спорта и различных видов творчества. При этом социометрические исследования во 2 классе показали, что психологический климат в классе достаточно комфортный для всех членов классного коллектива. При выборе путей повышения познавательной активности учащихся и формирования ключевых учебных компетенции я взяла за основу позитивные факторы в развитии коллектива.

В ходе работы стало понятно, что коллективный способ обучения (работа в парах, в группах, в сменных парах) помогает в полной мере реализовать мне триединые задачи урока:

дидактические – учащиеся обучают друг друга, полная самостоятельность, основой обучения является сотрудничество, этапы усвоения и применения материала максимально сближены;

развивающие – учащийся выступает в роли и субъекта, и объекта образовательного процесса, материал подбирается в соответствии с особенностями ребенка (дифференцированный подход), дети учатся выступать, рассуждать, доказывать;

воспитательные – опосредованно воспитывается забота всех о каждом и каждого обо всех.

КСО также позволяет достичь высокого уровня активности детей на уроке, развивает мыслительную деятельность учащихся, дает возможность многократно повторять материал, помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя, делает урок более интересным, живым, заставляет учителя и учеников быть в постоянном творческом поиске. Коллективная форма работы дает более высокий уровень знаний: после взаимной проверки и самопроверки неисправленных ошибок стало в 2–3 раза меньше, ребята высказываются на уроке в 10–15 раз чаще, улучшается навык чтения.

Психолого-диагностические исследования учащихся в 4 классе показали, что 30,4% имеют высокий уровень обученности, 60,8% – достаточный уровень обученности, и лишь 8,7% – средний уровень обученности.

Результативность работы с использованием коллективного способа обучения отразилось в учебных достижениях обучаемых, в сложившемся благоприятном психологическом микроклимате в классе, в повышении уровня коммуникативности и благополучия членов детского коллектива.

Данная система работы помогает активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроках и во внеурочной работе. Мои ученики готовые к сотрудничеству, общительные. Они могут отстаивать свою точку зрения. Приводить аргументы выбранному решению. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь ребенок выступает здесь как учитель), постоянно готовиться к ответу, ибо тебя обязательно тоже спросят (а детям это очень важно). Кроме того, ученик получает возможность ещё раз проверить и закрепить свои знания, пока слушает соседа. Учится говорить, отвечать, доказывать товарищу какое-то положение. Ребенок может делать на этом уроке или в этот момент урока то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Ему очень нравится такая работа. Он говорит, но разговор-то деловой. Дети ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться, чтобы не отстать от других групп. Интересно, что, опрашивая друг друга, дети – «учителя» оказываются нередко более требовательны друг к другу, нежели сами учителя. Но эта работа учит их и сочувствовать тем, кто с трудом справляется с заданием или не справляется совсем. Они стараются объяснить непонятное товарищу. По результатам исследования психолога гимназии в моем классе нет «отвергнутых» детей. Дети общаются друг с другом и во внеурочное время. Они принимают активное участие не только в жизни класса, но в жизни гимназии.

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Сравнительный анализ результатов исследования состояния словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и у детей с нормальным речевым развитием
Подробный количественный и качественный анализ полученных данных происходил по балльной системе и в процентном соотношении. Результаты, выявленные у дошкольников с ОНР и с нормальным речевым развитием, сравнивались и сопоставлялись между с ...

Анализ опыта учителя по развитию творческого потенциала школьника
С середины двадцатого века измерение творчества стало одним из главных направлений психологического тестирования. Основоположниками этого направления были американские психологи Дж. Гилфорд и Э. Трранс. Они создали тесты креативности для и ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru