Выбирая произведения скульптуры, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние. В них должны быть отражены те события и явления жизни, с которыми важно познакомить детей, в отношении которых нужно воспитать определенные чувства. Содержание произведений, которые показывают детям, должно быть богатым и разнообразным. Однако не каждая скульптура доступны детям: в них могут быть выражены непонятные детям чувства и отношения — об этом надо помнить.
Восприятие искусства развивается постепенно, поэтому к произведениям, предназначенным для дошкольников, предъявляется ряд требований. В скульптуре должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы детям по тем или иным признакам было понятно, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие. Существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного.
Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребенок постигает социальный опыт, накопленный человечеством.
Какие же знания должны получить дети о скульптуре?
В первой младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.
Во второй младшей группе. Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.
В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская), уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе, относится к ней как к произведению искусства; знать, что скульптуру создает скульптор.
В старшей группе. Знать, из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают игрушку красивее и интереснее). Уметь внимательно слушать рассказ воспитателя о скульптуре во время экскурсии в близлежащий парк; узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.
В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, ее содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на ее выразительные средства).
Знакомство детей со скульптурой может иметь место во всех возрастных группах. В младшей и средней – это в основном предметы декоративно-прикладного искусства и скульптуры малой формы. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить уже и с монументальной скульптурой.
Создание лепного образа всегда связано с передачей пластики, которую дети постигают не сразу. Но уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать плавность очертаний формы. Для этого при рассматривании скульптуры детей учат движениям руки в воздухе показать линию перехода одного объема в другой. Производя зрительный охват всей скульптуры, они вычленяют ее части. Под руководством взрослого ребенок дошкольник приходит к заключению, каким образом можно добиться плавного перехода одной формы в другую – путем заглаживания формы в другую – путем заглаживания формы пальцами или путем постепенного наращивания объема.
Скульптура открывает большие возможности для обучения детей композиции. Детей четырех лет учить понимать содержание скульптуры и средства ее выразительности. У детей пяти и шести лет формировать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства; учить выделять средства выразительности, передающие характер образа. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке.
Наиболее доступно детям восприятие ясно выраженного действия, поэтому при ознакомлении со скульптурой следует обращать внимание на характер движений, постановку фигур, выражение лиц. Важно научить детей точно называть и определять характер действия. Имеется скульптура жанрового характера, например «Девочка кормит кур», «Девочка с куклой», «Лыжник»; сказочные образы: «Снегурочка», «Аленушка», «Иванушка на гусе».
При рассматривании скульптурных фигур дети отдают предпочтение скульптуре, натурально передающей образ животного. Важно иметь набор скульптур, изображающих животных, птиц. Например, знакомя детей с дымковской игрушкой, можно показать несколько предметов разного содержания (куклу, козлика, индюка и др.), чтобы дать ребенку представление о том, какие дымковские игрушки, кого они изображают; что все предметы яркие, расписные. Как дополнительный материал воспитатель использует 2-3 иллюстрации, цветные фотографии с изображением дымковских игрушек или набор открыток. Все это позволит при небольшом количестве образцов, имеющихся в дошкольном учреждении, показать разнообразие, красоту изделий народного творчества данного вида.
Новое о педагогике:
Специфика средней ступени школьного обучения
В чем же состоит специфика средней ступени обучения? Какова динамика в развитии системы обучения иностранному языку на средней ступени? Между учащимися младшего подросткового возраста (10—11 лет) и подростками (12—15 лет) много общего, хот ...
Из истории задач о переливании жидкостей
Практически ни один классический сборник, связанный с играми и развлечениями, не обходится без раздела «Дележи», причём заметное место в нём занимают задачи о переливании жидкостей из сосуда в сосуд. К сожалению, большинство подобных стари ...