Следующая программа, в которой предполагается приобщение детей к искусству - «Радуга» (Т.Доронова, В.Гербова, Т.Гризик, Е.Соловьева и др. Институт общих проблем образования Минобразования России) - направлена на воспитание, образование и развитие детей от 2 до 7 лет.
«Радуга» включает 7 важных видов деятельности (7 цветов радуги) детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: изобразительная деятельность, математика; развитие речи, конструирование, музыка, движение, окружающий мир. Желтый цвет – «Изобразительная деятельность и ручной труд»: обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Дети учатся рисовать карандашами, красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой. Своеобразие программы состоит в том, что активность и интерес детей к занятиям стимулируется смыслообразующими игровыми мотивами - введением воспитателем игровых персонажей и сюжетных содержаний, «обволакивающих» почти все занятия.
Программа методически хорошо проработана, достаточно детально прописаны цели обучения детей таким видам продуктивной деятельности как рисование и лепка, предлагаются методические рекомендации к проведению занятий для дошкольников. Менее подробно раскрыты аппликация и художественный труд как виды продуктивной деятельности носят прикладной характер.
В программе «Радуга» для каждой возрастной группы издается комплект пособий по каждому из направлений работы воспитателя. Пособия содержат перечень программных задач и методических рекомендаций. Ознакомление со скульптурой, в том числе малых форм реализуется в основном на примере народного и декоративно-прикладного искусства.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Василевой создана на основе Типовой программы воспитания и обучения в детском саду, она является адаптированным вариантом для российских детских садов. Программа предлагает вариативные формы обучения - каждый воспитатель может творчески использовать в работе предлагаемое авторами содержание. В программе подробно описана эстетическая развивающая среда, даны рекомендации по её созданию, включая деятельность самих детей, их творчество.
Ознакомление дошкольников с природой, с произведениями искусства, с разными видами искусства, в частности скульптурой малых форм реализуется в разделе «Художественно-эстетическое воспитание», и в разных возрастных группах предусматривает:
- развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыка, архитектура и др.), формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;
- формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
- развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно-речевой, музыкально-художественной деятельности и др.;
- обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
- развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать в художественных образах решение творческих задач;
- приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
В разделе большое значение придается развитию самостоятельной художественной деятельности; формированию стремления проявить себя в разнообразной деятельности: в рисовании, лепке, танцах, драматизациях, играх и т. д.
В «Программе воспитания и обучения дошкольников» конструктивно прописаны все задачи обучения и воспитания дошкольников в процессе ознакомления с изобразительным искусством, а также в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации и ручном труде). Однако следует отметить, что программа больше ориентирует педагогов ДОУ на формирование изобразительных и технических умений детей дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности, не достаточное внимание обращается на развитие творческих способностей дошкольников.
Новое о педагогике:
Патриотическое воспитание школьников как педагогическая проблема
В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Следует отметить, что это направление деятельности педагогов школ всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение, но еще ...
Рекомендации воспитателям по формированию представлений
о человеке у детей 5-6 лет
В результате исследований: работы воспитателя по формированию представлений о человеке мы выявили уровень разработанности данной проблемы, и каковы представления детей о человеке. Итак, мы выявили, что работа по формированию представлений ...