Проблема самостоятельной работы учеников в процессе учебы является в настоящее время одной из наиболее актуальных. Решение ее в практике школ требует особенного внимания, поскольку в повседневной деятельности учителя больше всего недостатков встречается именно в организации и проведении самостоятельной работы учеников. В исследование Б.П. Єсипова, М.О. Данилова, И.о. Онишука, П.І. Пидкасистого и других научных работников отмечается, что причины этого такие: а) формирование умений и навыков самостоятельной работы является одним из самых сложных видов деятельности педагога, что требует тщательной подготовки учителя и учеников; бы) отсутствие определенной системы в деятельности учителя по прививанию ученикам умений и навыков самостоятельной работы; в) в школьном учебно-воспитательном процессе наблюдается неправильное соотношение репродуктивных и творческих самостоятельных работ. И наконец, умственное развитие школьников в процессе учебы, их активность и самостоятельность много зависит от учебы их приемам работы и умственной деятельности.
Известно, что в усвоении учениками знаний и умений в процессе учебы ведущая роль принадлежит такому виду деятельности как мышление. Восприятие нового материала, закрепления и воссоздания его, овладение разными навыками и умениями совершенствуется при непосредственном участии мышления.
Особенность процесса мышления заключается в том, что он направлен на решение любого задания. В каждом из них закрепленная цель, на достижение которой направленный познавательный процесс ученика. Движение к цели обусловлено и совершенствуется в определенных условиях без учета условий, в которых происходит мыслительный процесс в своем двигательные к цели, тяжело достичь решения поставленного задания. Вот почему начальным моментом в процессе мышления является проблемная ситуация, которая возникает в результате затруднения, потребности что-то понять.
Процесс мышления возникает из попыток найти выход из затруднительного положения. Вследствие этого определяются пути выхода из противоречивой ситуации. Происходит определенная система действий: анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение и тому подобное. Если действия отвечают раскрытию объективных причинно-следственных действий объекта, что изучается, значит, процесс мышления завершается формированием новых представлений и понятий.
Следует заметить, что затруднение возникает в том случае, когда тот, кто познает, увидел противоречие, которое является основой затруднения и стимулом к поиску.
Первым этапом поиска является воссоздание имеющихся знаний, фактов, которые лежат рядом с новым явлением и при сопоставлении выясняется их сходство и отличие. Причем, неминуемо происходит усовершенствование опыта под углом зрения решения новых заданий. Однако задание проблемного характера строится не только на основе имеющихся знаний. Лишь улучшение старого опыта не может привести к успеху. Необходимо искать новые связки, представления, которые позволяли бы добиться правильного решения.
Поиск вступает во второй этап – накопление фактов доказательства, установления новых связей и закономерностей, которые позволяют дать исчерпывающее объяснение объекта, что изучается, и решить противоречие. Важно, чтобы ученик самостоятельно убедился, что для решения данного задания у него не достаточно знаний и загорелся желанием добыть их.
Новое о педагогике:
Психологические основы развития словарной работы
Среди многочисленных работ ключевое место в психологической теории Льва Семеновича Выготского занимает монография "Мышление и речь". Объединением двух понятий, вынесенных в название своего научного труда, Л.С. Выготский обозначил ...
Ознакомления детей с иллюстрацией
Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, уз ...