Если для возникновения проблемной ситуации и осуществления дифференцированного руководства со стороны учителя педагогически правильно стіворити условия, то и слабые ученики успешно овладевают приемами познавательного поиска в учебе. Только в самостоятельном пошуці создаются необходимые условия для повышения активности учеников и творческого подхода при овладении знаниями.
Третий этап – это создание системы действий по отбору и группированию фактов, обоснованию доказательств, выделению принципов и главной идеи, формированию обобщений и выводов. Это важнейший этап познавательного поиска на уроке. Здесь проявляется и совершенствуется уровень аналітико-синтезирующей деятельности учеников, их способность к сосредоточенному вниманию, стремление самостоятельно раскрыть и понять неизвестно.
Часто это важное звено самостоятельного познавательного поиска поддается критике за неуправляемость: на этом этапе действия ученика в направлении к цели нередко ошибочные. Действительно ли это так? Известно, что любой познавательный поиск предусматривает несколько вариантов, которые включают у себя вероятность достижения цели. Но выбирается один, самый эффективный. Если гипотеза сформулирована правильно, то решение ее неминуемо совпадает с наиболее рациональным вариантом действия, с основным принципом и главной идеей исследования. Отбор фактов, установление их взаимосвязи с главным принципом может быть удачным и неудачным. Но направление поиска остается правильным, если ведет к раскрытию объективных закономерностей, которые лежат в основе явления, что изучается. Вот почему при формулировке гипотезы крайне важно, чтобы она не наталкивала ученика на порочный путь, а подсказывала такие приемы и средства расширения неизвестного, какие бы успешно вели к достижению цели. Ошибочный познавательный поиск говорит, перед всем, об ошибочных принципах, которые были положены в основу поиска. В процессе проблемной учебы этому следует всячески предотвращать. Нельзя строить проблемную учебу только на эмпирических фактах. Наблюдение фактов и явлений нужно при зарождении гипотезы как руководящее начало для поиска. Обычное себе сопоставление и изучение фактов без руководящего принципа, без задания раскрыть и познать какие-то закономерности, не может привести ни к сознательному усвоению новых знаний, ни к умственному развитию учеников. Как видим, следующее нагромождение и изучение фактов либо подтверждают основные идеи гипотезы, уточняя и расширяя ее, либо находится в полном противоречии с ней, то есть указывает, что гипотеза не подтверждается, она ошибочная.
Следовательно, руководство самостоятельной познавательной деятельностью учеников на третьем этапе заключается в развертывании поиска относительно к правильно сформулированной гипотезе, хотя при этом возможно и определенное количество ошибочных действий.
Новое о педагогике:
Особенности исторического материала, изучаемого на уроках математики в
начальной школе
В современной школе остро стоит вопрос о присутствии старинных занимательных задач в учебниках по математике. В различных математических монографиях есть страницы, посвященные истории возникновения знаменитых задач, доступных учащимся стар ...
Проблема социального исключения в сфере образования
Преобразования в сфере экономики, которые были инициированы в начале 90-х годов, в частности, изменение отношений собственности, законов, регулирующих эти отношения, оказали воздействие на развитие всей социальной системы российского общес ...