Требование об установлении на уроке тесной связи нового с изученным материалом известно давно. Но особенное значение она приобретает во время организации самостоятельной работы учеников. Одно дело – наличие большого количества “опорных” элементов знаний в самом учебном материале, другая – доброе усвоение его учениками, если материал был пройден, но не усвоенный или уже забытый, то он, обычно, не может быть надежной базой. Потому важно организовать повторение, начиная с момента, когда дается задание домой, где отмечаются именно те вопросы для повторения, которые будут обсуждаться в начале следующего урока. Если окажется, что ученики неуверенно владеют пройденным материалом, то, обычно, нецелесообразно проводить самостоятельную работу. В таком случае запланированный метод придется заменить другим – беседой, рассказом и др. И только тогда, когда ученики хорошо усвоили пройденный материал, будет целесообразно организовать самостоятельную работу. Но дальше нужно будет развязать вопрос, какого типа она должна быть – репродуктивной, частично-поисковый исследовательской ли. Как правило, решение вопроса связанное с уточнением положение данного урока в системе уроков из учебной темы. Чем ближе к началу изучения темы, тем меньше знаний и умений имеют ученики по конкретным вопросам. Следовательно, на этом этапе им нужно добыть определенный запас сведений и умений. Для нагромождения знаний учениками проводится самостоятельная работа копирующего характера. Чем дальше продвигаются ученики в изучении темы, тем более появляется возможностей для выполнения частично-поисковых и исследовательских заданий на уроках. Так происходит своеобразное циклическое изменение самостоятельных работ, которые осложняются при характером деятельности.
Какие важнейшие условия организаций групповых и индивидуальных самостоятельных работ учеников? Групповые работы не могут проводиться часто во время изучения нового материала. Их можно организовать тогда, когда учебный материал не содержит сложных теоретических понятий, не требует показа демонстрационных опытов и др. В условиях общего повторения ликвидируется возможность пробелов в усвоении, ученики оказывают друг другу помощь, объясняют ошибки, неточности, совместно обсуждают выводы.
Названные выше условия необходимы для успешного применения метода самостоятельной работы на уроках. Они являются основными, наиболее общими. В процессе учебы могут создаваться и такие ситуации, когда другие факторы на первый взгляд случайные и незначительные, влияют на выбор того или другого метода. Потому правильный способ проведения урока и эффективную методику организации самостоятельной работы может выбрать учитель, который знает общие рекомендации и всесторонне оценивает имеющиеся условия.
Новое о педагогике:
Методические рекомендации по проведению кружковой работы по вышивке
В старину детей приобщали к вышивке с 6 лет, и к 7 годам они достаточно уверенно вышивали небольшие работы, например, декоративно украшали платки. К 10-12 годам многие из них справлялись со сложными изделиями, а к 14-15 годам наиболее тала ...
Место и
статус философии в системе образования университета
Современное положение философии в системе высшего образования может быть охарактеризовано как глубоко-кризисное, причем данная ситуация является характерной и для всей группы фундаментальных гуманитарных дисциплин в целом. Чтобы ответить н ...