Дети много времени проводят в игре. Но не потому мы считаем игру ведущей деятельностью школьника, что он большую часть времени играет, — дело, прежде всего в том, что игра вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике ребенка.
Замечательный педагог А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре .»
Как возникает творческая ролевая игра? Ответ на этот вопрос очень важен для того, чтобы понять природу игры, ее значение для развития ребенка.
С самого раннего детства ребенок овладевает различными умениями и навыками с помощью окружающих его взрослых.
Общаясь с взрослыми, ребенок учится говорить, обращаться с различными предметами.
Под руководством взрослых дети учатся и самообслуживанию — умению самостоятельно одеваться, умываться, есть.
Играть дети также учатся с помощью взрослых. Сначала это самые простые игры: с погремушкой, мячом, куклой и т. п.; затем ребенок начинает баюкать куклу, кормить игрушечных зверей, выводить их гулять, возить в автомобильчике, в повозке, готовить для них еду . Иногда кажется, что играть в игрушки дети начинают сами, без помощи взрослых. Взрослые показывают ребенку, как надо выполнять то или иное действие, и ребенок быстро это усваивает.
Подрастая, ребенок все больше и больше познает окружающую его действительность. Во дворе и на улице он знакомится с тем, как и что делают дворник, каменщик, стекольщик, водопроводчик, шофер, милиционер, водитель трамвая; он узнает о работе доктора, продавца и т. д.
Играя, ребенок воспроизводит действия взрослых людей, сначала самых близких ему — отца, матери, няни. Маленький мальчик берет газету с отцовского стола, садится на свой стульчик и смотрит в нее («читает»).
Детей в младшем школьном возрасте, да и позднее, привлекают орудия и предметы труда взрослых, их деятельность. Ребенок этого возраста с удовольствием возится с большой лопатой, которой дворник сгребает снег; он просит у водопроводчика, электромонтера, столяра настоящий инструмент, чтобы только подержать его в руках; огромное удовольствие ему доставляет возможность дотронуться до руля автомобиля и покрутить его; рисовать папиным карандашом или ручкой; резать бумагу мамиными ножницами или сделать пару стежков ее иголкой и т. д. Это желание ребенка делать то, что делают взрослые, и действовать теми же орудиями труда, которыми работают взрослые, и есть свидетельство стремления ребенка жить общей с взрослыми жизнью, участвовать в их работе.
В чем же может осуществить это свое стремление малыш? В ролевой игре. Именно в ролевой игре ребенок в особых, создаваемых им самим игровых условиях, самостоятельно воспроизводит общественные и трудовые функции взрослых. Ролевая игра, в которой дошкольники воспроизводят жизнь взрослых, — своеобразная форма участия их в жизни взрослых.
Очень важно, какие именно стороны жизни воспроизводят дети в своих играх. Подражая взаимоотношениям взрослых людей, ребенок проникается их чувствами, содержанием их деятельности.
Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи, в которую живут дети, быта семьи, географических и производственных условий, их окружающих. Чем меньше впечатлений получает ребенок, тем беднее и однообразнее сюжеты его игр.
И связь сюжетов детских игр с жизнью общества хорошо выражена в следующих стихотворных строках:
Есть не в пример наукам хитрым
Совсем нехитрая одна:
Распознавать по детским играм,
Чем озабочена страна.
Знакомя детей с жизнью и деятельностью взрослых, помогая им организовать игру, делая ее более содержательной и организованной, преподаватели обеспечат наиболее благоприятные условия для всестороннего развития ребенка.
Новое о педагогике:
Приоритеты
образовательной политики
Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Однако в условиях сложной социально-экономической ситуации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере. Правительство Российской Федерации осуществит меры п ...
Опоры и ориентиры для преодоления трудностей аудирования
Для преодоления трудностей аудирования объективного характера (наличных в аудиотексте) необходимо выходить из факторов, которые облегчают восприятие речи на слух. Первую очередь это ритмика, паузация, мелодичность и логическое ударение (эт ...