Притязая на главную роль в игре, на победу в соревновательной игре с правилами и других аналогичных ситуациях, ребенок при неуспехе может пережить острое чувство зависти и ненависти. Оно вызывается стремлением быть успешнее, чем другие. Притязающему ребенку становится сложно сопереживать успешному — он сам хочет быть успешным. В то же время успешный, радуясь своей победе, может испытывать не просто эгоистическую радость, но и пережить злорадство — злобную радость из-за неуспеха другого.
Здесь особенно важна чуткая педагогическая бдительность. Именно соревновательные ситуации вызывают зависть и недоброжелательность неуспешных и злорадство, пренебрежение, хвастовство успешных. При проведении игр следует помнить, что дети младшего школьного возраста еще слабы морально. Они всячески стремятся взять реванш, отплатить за поражение. Для этого им пригодится дразнилка, «колдовство» или просто кулак. Оскорбленный победитель, в свою очередь, берет свой реванш: он тоже дразнит, хвастает и демонстрирует злорадство. Конечно же, детей надо учить высоким отношениям спортивных соревнований, когда в честной борьбе один выходит победителем, а побежденный поздравляет его с успехом, и оба пожимают друг другу руки. Сорадость и сочувствие соединяются в отношениях соревнующихся.
Итак, придя в школу, ребенок попадает в совершенно новые для него условия учебной деятельности. Однако он психологически сохраняет мотивы всех предшествующих этому периоду деятельностей: общения, предметной и игровой. Чувство доверия к людям, психологическое вхождение в мир предметов человеческой культуры, рефлексивные способности и умение пользоваться знаками – важнейшие человеческие достижения, которые появляются у детей в предшествующих видах деятельности и должны будут продолжать свое развитие в условиях учебной деятельности.
В школе для шестилетнего ребенка, его нормального физического и психического самочувствия необходима такая организация игры и обучения, которая принесет ему радость бытия и даст жизнеутверждающую перспективу.
Игровая деятельность, организованная в специальное внеурочное время, и игровые моменты урока дают ребенку ощущение свободы при выборе игры и возможность разрядки от нормативного дисциплинарного напряжения во время урока.
Игры с правилами дают ребенку возможность войти психологически в мир любой зависимости правил, обязанностей и прав. Любое правило заключает в себе взаимную связь прав и обязанностей.
Совместные игры и учение детей создают условия для развития значимых социальных качеств.
Все учебные предметы, кроме прямых непосредственных задач учебной деятельности, сформулированных основными требованиями школьной программы, выступают как условие развития личности ребенка. На каждом уроке может осуществляться физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Именно это должно быть сверхидеей каждого урока.
Успешное формирование всех значимых для развития личности ребенка качеств может быть организовано в единственно приемлемом стиле общения с ребенком – демократическом. Здесь отношения доверительности, сопереживания, поддержки создают условия для развития у ребенка физической и социальной активности.
Новое о педагогике:
Признаки проблемного обучения
Развитию творческой познавательной деятельности учащихся во многом способствует проблемное обучение. Иногда проблемное обучение противопоставляют сложившимся в теории и практике формам методам обучения, что является глубоко ошибочным. Проб ...
Педагогический аспект концепции полового дипсихизма
История вопроса научной разработки проблем половых различий в психике человека и его социальная значимость. Исследования ДЖ.Гаррея и А.Шенфильд, А.Фулье, Д.Броверман, Вьюентан, К.Хорни. Эволюционная концепция дифференциации полов В.А. Геод ...