Категории компетенции и компетентности

Страница 1

Современная действительность диктует свои каноны и правила учебной и профессиональной самореализации. Сегодня важно не столько заучивание определенных норм и положений, сколько получение обобщенных знаний, позволяющих наиболее эффективно решать конкретные жизненные профессиональные проблемы (способность к иноязычному общению, ориентация в современных информационных технологиях и др.) Наиболее востребованными качествами личности при этом называют мобильность, решительность, ответственность, умение ориентироваться и выстраивать коммуникации в социуме. А.Г. Бермус отмечает, что современная экономика ориентирована на кадры, подготовка которых намного превосходит показатели образованности большинства выпускников как средней, так и высшей школы. Следовательно, образовательный процесс нужно выстраивать таким образом, чтобы снабдить школьника, будущего студента необходимыми знаниями, умениями и навыками для его дальнейшей профессиональной ориентации. Подход, в основу которого кладутся именно эти принципы, ученые называют «компетентностным». Таким образом, «компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность» - пишет А.Г. Бермус, цитируя И.Д. Фрумина.

Компетентностный подход – на сегодняшний день понятие довольно спорное на сегодняшний день. Ряд ученых, например, М.Е. Бершадский, считают, что «понятие компетентности не содержит каких-либо принципиально новых компонентов, не входящих в объём понятия «умение»; поэтому все разговоры о компетентности и компетенции представляются несколько искусственными, призванными скрыть старые проблемы под новой одеждой». Однако есть противоположная точка зрения, разработанная Л.О. Филатовой, И.Д. Фруминым, В.А. Болотовым, Б.Д. Элькониным и др. Согласно ей, компетентностный подход во всех своих смыслах и аспектах наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации.

Основные идеи компетентностного подхода сформулированы Л.О. Филатовой:

- компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;

- понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую;

- оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.;

- компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности;

- в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»);

- компетентностный подход включает в себя идентификацию основных умений;

- компетентности формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием окружающей среды, то есть в рамках формального, неформального и внеформального образования.

Ключевыми понятиями компетентностного подхода считают «компетенцию» и «компетентность». Зачастую эти термины меняют местами, используют как синонимы или путают. Однако это разные понятия, хотя и взаимосвязанные. Следует дать им определения:

Компетенция – это конкретное информационно-деятельностное пространство, последовательно осваиваемое субъектом образования и включающее проблемные задачи, коммуникативные ситуации, фактическую и теоретическую информацию, физические и интеллектуальные умения и навыки.

Компетентность – это личностное качество, характеризующее степень обладания определенной компетенцией, т.е. те знания и опыт собственной деятельности, которые позволяют личности выносить суждения и принимать решения.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Анализ пожароопасности на рабочем месте
Пожары наносят громадный материальный ущерб и в ряде случаев сопровождаются гибелью людей. Поэтому защита от пожаров является важнейшей обязанностью каждого члена общества и проводится в общегосударственном масштабе. Пожар – это горение вн ...

Обследование особенностей внимания детей с ЗПР
В исследовании мы поставили следующие задачи: - определить характерные особенности основных свойств внимания, уровень его развития у детей с ЗПР, участвующих в нашем эксперименте; - сопоставить полученные данные со структурой дефекта и пат ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru