Из данных определений выведем свое рабочее определение «читательской компетенции» и «читательской компетентности», а затем разграничим эти понятия. Итак, читательская компетенция - знание законов, правил и норм литературы, позволяющее планировать и осуществлять самостоятельную креативную работу по освоению художественных текстов. Следовательно, читательская компетентность – личностное качество, характеризующееся степенью обладания читательской компетенцией и способностью самостоятельно выносить суждения и принимать решения в результате работы с художественными текстами.
Итак, в ходе образовательного процесса формируется читательская компетентность, которая характеризуется:
- способностью к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне;
- умением вступать в диалоги «читатель - автор» и «читатель – герой»;
- пониманием специфики языка художественного произведения.
Формирование читательской компетенции схематично можно представить следующим образом:
Цель
Процесс
Результат
Читательская компетенция участвует в формировании ключевых компетенций. В связи с этим рассмотрим классификацию этих последних, данную А.В. Хуторским.
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции. Ученик должен обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, организации и самооценки учебно-познавательной деятельности.
Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативные компетенции включают знание родного и иностранного языка, необходимых знаковых систем, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки общения в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Новое о педагогике:
Формирование контроля в процессе коррекции звукопроизношения
У детей с ЗПР отмечается своеобразие как устной, так и письменной речи, трудности путей ее формирования, что подтверждают и литературные данные (Е.В.Мальцева) Перечислим принципы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими задерж ...
Опыт работы педагога ДОУ №17 по формированию представлений
о человеке
Для выявления проблемы формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет был проведен констатирующий эксперимент в ДОУ №17. Цель эксперимента была выявить современные подходы к решению проблемы формирования представлений о человеке у д ...