Процесс обучения обязательно должен носить двухсторонний характер: учитель обучает, ученик учится. Решающая роль в педагогическом процессе обязательно принадлежит учителю. Его задача – в первую очередь привлечь внимание к себе, а затем - к своему предмету. Чтобы стать авторитетом среди школьников, преподавателю необходимо не только безупречно владеть своим предметом, постоянно совершенствоваться, быть в курсе книжных новинок, знать то, что читают дети, но также уметь четко, интересно, доходчиво преподносить материал. Однако многие преподаватели работают «по старинке», отказываясь вводить новые методы и приемы в свою преподавательскую деятельность.
Прежде чем перейти к подробному рассмотрению традиционных методов обучения и приемов, необходимо разграничить два этих понятия и узнать, в каких отношениях друг с другом они находятся.
Методы обучения – это «способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности».
Приемы обучения - это детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применении данного метода.
И.Я. Лернер выделяет и обосновывает следующие общедидактические, т.е. охватывающие всю систему школьного обучения, методы:
1) объяснительно-иллюстративный, или информационно – рецептивный;
2) репродуктивный;
3) метод проблемного изложения;
4) эвристический, или частично-поисковый;
5) исследовательский.
Перечислим и рассмотрим наиболее традиционные методы, характерные для преподавания уроков литературы:
Метод творческого чтения.
Цель и специфика этого метода заключается в активизации художественного восприятия, в формировании средствами искусства художественных переживаний, художественных склонностей и способностей школьников.
Чтение художественного текста качественно отличается от чтения научного или публицистического текста. Оно требует специального внимания к слову, фразе, ритму; вызывает работу воображения, эмоциональную взволнованность. Этот метод не сводится лишь к буквально понимаемому слову «чтение»; он находит выражение в разных методических приемах учителя. Назовем некоторые методические приемы:
выразительное (в идеале – художественное) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельные сцены из пьес в исполнении актеров (в грамзаписи, по компьютеру, телевизору);
обучение выразительному чтению учащихся;
чтение учителем художественного текста с комментариями (комментированное чтение) и его краткое слово, имеющее целью облегчить правильное и возможно более глубокое, эмоциональное восприятие произведения;
беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанного произведения;
постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической), вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприятие школьников;
творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.
Эвристический метод.
На этой ступени основным изучаемым материалом остается художественное произведение, но более углубленный анализ его неизбежно связывается с изучением элементов науки о литературе в зависимости от программы данного класса, возраста, развития учащихся.
На этой ступени углубляется первоначальное эмоциональное восприятие школьников, стимулируются их интеллектуальные усилия. Освоение произведения, его анализ обычно связаны с разрешением художественных, нравственных, общественных или философских проблем, поставленных писателем. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся обнаружить эти проблемы, найти пути их разрешения в художественном тексте, учить анализировать произведение, понимать его единство в многообразии компонентов, учить рассуждать, оформлять свои размышления в связной, последовательной, доказательной речи – устной или письменной.
Эвристический метод способствует усвоению школьниками методов анализа литературного произведения (в доступном им объеме), понятий по теории литературы, фактов и закономерностей историко-литературного процесса. Этот метод развивает критическую мысль школьников, учит самостоятельному приобретению знаний.
Для эвристического (частично-поискового) метода характерны следующие приемы:
построение логически четкой системы вопросов (по анализу текста художественного произведения, по критической статье, по теоретическим или историко-литературным вопросам), которые бы последовательно вели мысль учащихся от наблюдения над явлением к его анализу, от выводов частного характера к выводам более обобщающим; система вопросов, составляющая эвристическую беседу, должна не только привести учащихся к самостоятельно добытым знаниям, но и раскрыть пути, методы приобретения этих знаний;
Новое о педагогике:
Анализ опыта учителя по развитию творческого потенциала
школьника
С середины двадцатого века измерение творчества стало одним из главных направлений психологического тестирования. Основоположниками этого направления были американские психологи Дж. Гилфорд и Э. Трранс. Они создали тесты креативности для и ...
Самостоятельная работа учеников у технологии
модульно-рейтинговой учебы
Существующая традиционная технология учебы в школах, которая построена на пассивных информационных смысловые и методах учебы, не стимулирует систематическую самостоятельную учебную деятельность учеников. Потому учебный процесс должен быть ...