построение системы заданий по тексту художественного произведения или по критическим статьям (задания выполняются устно или письменно);
постановка проблемы учителем или по его предложению учащимися, проведение диспута.
Исследовательский метод.
Цель исследовательского метода – раскрыть некоторые новые аспекты изучаемого предмета, не освещавшиеся ранее на занятиях, развитие умения самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств, совершенствование художественного вкуса.
Исследовательский метод близок к эвристичесекому по наименованию и по функциям. Отличие их заключается в следующем: при эвристическом (частично-поисковом) методе учитель ставит частные задачи и в значительной мере направляет поиск учащихся; при исследовательском методе школьники, уже овладевшие приемами работы, самостоятельно решают более сложные задачи, требующие умения применять имеющиеся знания к конкретному новому материалу и высказывать свои обоснованные, доказательные суждения.
Приемы проявления исследовательского метода:
выдвижение учителем проблемы для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами школьников или индивидуально;
подготовка докладов и выступлений в качестве оппонента;
самостоятельный анализ произведения, не изученного по программе;
выполнение заданий творческого характера по эстетическим, литературоведческим, нравственным проблемам.
Репродуктивный метод.
Сущность его заключается в том, что учащиеся получают знания как бы в готовом виде – в слове или лекции учителя, в учебнике, в учебном пособии, научно-популярных книгах, критических статьях.
Развитию мысли учащихся при репродуктивном методе особенно способствует проблемное изложение материала, в процессе которого учитель выдвигает проблему, раскрывает различные точки зрения на ее сущность, предлагает пути к правильной ее постановке и разрешению.
Значение репродуктивного метода заключается не только в сообщении учащимся новой информации, но и в обобщении суммы знаний, полученных ими, в раскрытии перед ними перспектив развития искусства и науки.
Приемы репродуктивного метода:
рассказ учителя о жизни и творчестве писателя;
обзорная лекция с демонстрацией учебных пособий, использованием технических средств;
задания по учебнику, по учебным пособиям.
Рассмотренные методы и приемы являются основными в программах по литературе В.Я. Коровиной, Т.Ф. Курдюмовой и В.Г. Маранцмана.
Цель изучения литературы в школе, с точки зрения В.Я. Коровиной, – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. В связи с этим основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимых для понимания включенных в программу произведений. Выделим основные методы и приемы формирования читательской компетенции по В.Я. Коровиной в 6 и 9 классах.
6 класс
Объяснение учителя (репродуктивный метод).
Самостоятельное изучение биографии автора (эвристический /частично-поисковый метод).
Беседа, включающая ответы на вопросы (эвристический /частично-поисковый метод).
Выразительное чтение (метод творческого чтения).
Анализ текстов (эвристический/частично-поисковый метод).
Конкурс рисунков (репродуктивный метод).
Контрольная, проверочная работа; сочинение и тестирование (метод контроля).
9 класс
Лекция, объяснение учителя (репродуктивный метод).
Работа с учебником (репродуктивный метод).
Самостоятельное изучение биографии автора и подготовка сообщений о нем (эвристический/частично-поисковый метод).
Беседа, включающая ответы на вопросы (эвристический/частично-поисковый метод).
Анализ, комментирование текста, установление ассоциативных связей (эвристический/частично-поисковый метод).
Самостоятельный анализ произведений (исследовательский метод).
Чтение наизусть (метод творческого чтения).
Сжатый/полный пересказ произведения (эвристический метод).
Контрольная работа, проверочная работа; сочинение, тестирование (метод контроля).
Как мы видим, методы и приемы, на основе который формируется читательская компетенция, в программе В.Я Коровиной традиционны. Причем и в 6, и в 9 классах они одинаковые, только в 9 классе изучение становится более углубленным, детальным. Это обговаривается и в пояснительной записке программы: 5-6 классы активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют собственно техникой чтения; в 7,8 и 9 классах ученики более подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Новое о педагогике:
Методические рекомендации по изучению темы «Соотношение между сторонами и
углами треугольника» в 7 классе
Данная разработка уроков ориентированна на учащихся седьмого класса и реализуется на основе следующих документов с учетом Госстандарта: федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по математик ...
Использование метода проектов на уроках музыки для прогнозирования профессиональных устремлений учащихся
Современная педагогика все чаще обращает внимание на развитие детской креативности. По сути, «creative»в переводе с английского языка - «творчество».В конце прошлого столетия иностранное слово попадает в лексикон бизнесменов, и, конкретно, ...