3. Полное сравнение: установление сходства и различия.
4. Сравнение с целью выделения главного, основного в технических устройствах, процессах и явлениях. Например: "Какие процессы лежат в основе функционирования бытовых электроосветительных приборов: керосиновой лампы, лампы накаливания, лампы "дневного" освещения?"
5. Сравнение с целью установления причинно- следственных связей между явлениями. Например: "Почему в некоторых рецептах при квашении капусты на дно кладут осиновое поленце?"
6. Сравнение, имеющее целью выяснить отношение учащихся к объектам и процессу собственной деятельности и к деятельности других участников образовательного процесса. Например: "Дайте оценку спроектированному и изготовленному Вами изделию, с позиции рациональности применяемых приемов работы".
Целесообразно определить основные умения необходимые для выполнения приемов сравнения, формируемые у учащихся в процессе подготовки и выполнения проектной деятельности:
- умения сопоставлять предметы по форме, функционально- целевому назначению, конструкторской и материаловедческой реализации;
- умения сопоставлять и противопоставлять предметы по внешним и внутренним признакам и свойствам;
- умения различать существенные и несущественные признаки предметов потребления, объектов материальной культуры, материалов и технических устройств и на этой основе находить сходства и различия;
- умения сравнивать способы преобразования и обработки материалов, энергии, информации (методы, приемы, алгоритмы);
- умения сравнивать способы и результаты организационно- практической самостоятельной деятельности и деятельности других участников образовательного процесса;
- умение выполнять сравнение с соблюдением следующей последовательности:
* определение объекта и цели сравнения;
* выделение основных признаков;
* установление отличительных и сходных признаков;
* формулирование вывода;
- умения делать несложные теоретические и практические выводы, по результатам сравнения;
- составлять несложные сравнительные характеристики предметов потребления, материалов и средств их преобразования, технических устройств, технологических процессов, способов деятельности и т.д.
Сформированные приемы выделения главного, классификации и сравнения должны заключаться выводом, обобщением, т.е. выделением наиболее общих, существенных признаков, свойств, характеристик, связей, отношений рассматриваемых предметов, процессов, явлений. Следует отметить, что умение обобщать материал формируется поэтапно, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей учащихся.
В курсе технологии используют обобщения разного объема и абстрагирования: частные обобщения (например: построение обобщенной последовательности выполнения конкретной технологической операции - плоскостной разметки); тематические обобщения (например: построение обобщенной последовательности изготовления однодетального изделия из тонко-листового металла); итоговое обобщение (например: построение обобщенного алгоритма формообразования на токарно-винторезном станке).
Целесообразно определить основные умения, необходимые для выполнения приемов обобщения, формируемые у учащихся в процессе решения учебно-познавательных задач:
- умения делать практические и теоретические выводы на основе анализа и синтеза полученной информации;
- умения применять обобщения для систематизации различной по источнику, характеру, сложности, назначению информации;
- умения формулировать частные, тематические, итоговые обобщения на основе сопоставления и противопоставления объектов, предметов потребления, образцов материальной культуры, технических устройств и т.д.;
- умения формулировать частные, тематические, итоговые обобщения на основе сопоставления и противопоставления способов, методов, приемов технологической деятельности;
- умения обобщать собственную познавательную и организационно- практическую деятельность, а так же групповую и коллективную деятельность;
- умения оформлять результаты обобщения в удобной и рациональной форме в виде схем, таблиц, планов, моделей и т.д
Новое о педагогике:
Историко-эволюционная концепция развития человека
Сторонники историко-эволюционной концепции развития человека рассматривают онтогенез как процесс преобразования и воспроизводства человеком общественно-исторического опыта, культуры человечества и своих собственных свойств (физических да ...
Как проводить анализ почерка
Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Для текста лучше не переписывать что-либо из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову. В этом ...