Успешность решения учащимися учебно-познавательных задач во многом зависит от сформированности приемов мыслительной деятельности: выделении главного, сравнения, обобщения, осуществляемых на основе анализа и синтеза, а так же умений необходимых для постановки и решения проблемы.
Процесс выделения главного в учебном материале основывается на определение значимости материала, его ценности и места в системе логических связей данного учебного курса (раздела, темы). Так, в курсе технологии значимым для учащихся материалом, составляющим основу содержания данного курса, являются закономерности взаимодействия в системе "человек- технология- среда" и последствия такого взаимодействия на природу, общество, культуру и самого человека. В разделе "Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения" центральной идеей являются знания о сущности и общих закономерностях процессов и методов преобразования материалов в законченное изделие (предмет потребления).
Упражнение. При изучении тем программы, связанных с обработкой материалов резанием на технологических станках, учащимся предлагается выделить ведущие идеи и понятия. Например, учащиеся 8 класса выделяют следующие основные закономерности данного процесса:
- основу всех режущих инструментов составляет "клин";
- процесс формоообразования изделия происходит в результате комбинации главного движения и движения подачи;
- качество получаемого изделия зависит от правильно подобранного режима резания, наладки оборудования и умений оператора;
- формообразование происходит в результате отделения от заготовки "лишнего" материала и образования стружки;
- процесс резания сопровождается выделением теплоты (нагрев заготовки и режущего инструмента) и т.д. .
Не менее важным критерием выделения главного является мировоззренческая, воспитательная ценность материала, которая может усиливаться в результате наглядно- образной демонстрации достижений в области техники и технологии, науки, материальной культуры, народного искусства и ремесел.
Целесообразно определить основные умения выделения главного, формируемые у учащихся в процессе решения учебно-познавательных задач:
- умение разделять целое на элементарные составные части;
- умение выделять существенные и несущественные признаки предметов и процессов;
- умение целостного анализа в единстве формы и содержания;
- умение выделять в задаче известное и неизвестное;
- умение выделять причино-следственные связи и другие зависимости;
- умение различать рациональные и нерациональные способы работы;
- умение выделять смысловые опорные пункты для составления плана действия;
- умение читать и составлять таблицы, схемы, карты (умения кодировать информацию);
- умение анализировать собственные результаты познавательной деятельности и результаты деятельности других участников образовательного процесса.
В качестве объектов аналитико-синтетической деятельности учащихся в курсе технологии могут выступать образцы материальной культуры, предметы потребления, средства преобразования (станки, инструменты, приспособления), технические устройства и их изображения; явления, технологические процессы и их схематичное представление; объекты и процесс собственной познавательной деятельности учащихся.
Сформированность умения выделять главное создает прочную основу для освоения другого способа мыслительной деятельности- сравнения. В роли предметов сравнения в курсе технологии могут выступать предметы реальной действительности, их качества и признаки, а так же явления и процессы, приемы работы и способы деятельности. Следует подчеркнуть, что:
- сравнивать можно только однородные объекты, относящиеся к одному и тому же классу;
- общее в объектах сравнения можно устанавливать лишь в случае наличия у них отличительных признаков;
- различие между объектами возможно устанавливать только при наличии у них определенного сходства.
К дидактическим ситуациям в курсе технологии, диктующим постановку задач на сравнение можно отнести следующие:
1. Сравнение с целью выявления общего в объектах потребления, средствах преобразования материалов, технологических процессах и т.д. Например, выполнить задание: "Сравнить технологические процессы изготовления деталей цилиндрической формы на токарном станке по обработке древесины и токарно-винторезном станке с целью выделения общего".
2. Сравнение с целью выявления особенного, отличительного. Например: "Укажите особенности устройства и применения строгальных инструментов: рубанка и щерхебеля".
Новое о педагогике:
Философия физики
Физика как наука появилась лишь благодаря тому, что ее создатели, Галилей, Ньютон, Гук, Гюйгенс, Эйлер, Лаплас, Фарадей, Максвелл и многие другие исследователи, придерживались некоторых изначальных философских принципов и правил делания на ...
Общий и спортивный анамнез
Для выявления утомления и устранения причин его развития необходимо проводить общий и спортивный анамнез спортсмена. При состояниях чрезмерного утомления, прежде всего, обращают внимание на наличие и характер болевых ощущений в области се ...